Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 20 февраля 2012 г. N 33-5396
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Гербекова Б.И.,
судей Налимовой Т.Л., Пендюриной Е.М.,
при секретаре Жигайловой В.Е.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гербекова Б.И. дело по кассационной жалобе Чепового В.И. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 29 ноября 2011 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления Чепового В.И. об оспаривании действий Департамента здравоохранения г. Москвы, взыскании денежных средств отказать, установила:
Чеповой В.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Департамента здравоохранения г. Москвы, и просил признать незаконными действия Департамента здравоохранения г. Москвы - ответ на его обращение от 22.09.2009 г., который, по мнению заявителя, лишил его возможности беспрепятственного получения бесплатных лекарств согласно РПМ от 10.08.2005 г. N 1506-РП, в связи с чем просил взыскать с Департамента денежные средства в размере ... руб. в качестве компенсации затрат на самостоятельно приобретенные лекарства.
Заявитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание явился, заявленные требования не признал, пояснил, что обращение заявителя было рассмотрено в срок, надлежащим образом и по существу содержащихся в нем вопросов, заявителю дан мотивированный ответ в пределах компетенции Департамента, в функции которого не входит назначение лекарственных средств и возмещение денежных средств, затраченных пациентами на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов.
Суд постановил вышеуказанное решение, об отмене которого просит Чеповой В.И. по доводам кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения Чепового В.И., представителя Департамента здравоохранения г. Москвы по доверенности Трошина А.А., обсудив доводы кассационной жалобы, нашла решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии со ст.ст. 2, 8 ФЗ РФ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из следующего.
В Департамент здравоохранения г. Москвы из Правительства г. Москвы поступило обращение Чепового В.И. по вопросу о компенсации расходов на приобретение лекарственного препарата, который он приобрел в связи с неправильными действиями врача онкодиспансера N 3, который не выписал рецепт для приобретения бесплатных лекарств. Данное обращение было рассмотрено по существу поставленных в нем вопросов и заявителю дан ответ 22.09.2009 г. Копия ответа имеется в материалах дела (л.д. 3).
В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Закона, предоставляется дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.
Согласно п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.
В силу п. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Согласно п. 3.3 распоряжения Правительства Москвы от 10 августа 2005 г. N 1506-РП обязанность по обеспечению отдельных категорий жителей Москвы лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой через аптечные пункты лечебно-профилактических учреждений (по месту жительства) и аптечные предприятия в соответствии с пп. 3.1.2-3.1.4 настоящего распоряжения возложена на Департамент здравоохранения города Москвы.
В соответствии с приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 26 августа 2005 N 348 "Об обеспечении отдельных категорий жителей города Москвы лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50-ти % скидкой" обязанность по обеспечению отпуска необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения отдельным категориям граждан в аптечных пунктах при амбулаторно-поликлинических учреждениях по месту жительства и аптечных предприятиях возложена на начальников управлений здравоохранения административных округов, главных врачей лечебно-профилактических учреждений городского подчинения.
Согласно п.п. 2.14. Положения о порядке обеспечения отдельных категорий жителей Москвы лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой ведомственный контроль за назначением и обеспечением отдельным категориям граждан лекарственных средств бесплатно или с 50-процентной скидкой осуществляется должностными лицами амбулаторно-поликлинических учреждений и органов управления здравоохранением.
Положением о Департаменте здравоохранения города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 31.12.2002 г. Департамент здравоохранения не наделен полномочиями по возмещению денежных средств, затраченных пациентом на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении заявления Чепового В.И., поскольку вопрос, содержащийся в обращении заявителя, был рассмотрен Департаментом здравоохранения г. Москвы в пределах компетенции, определенной Положением о Департаменте. Каких-либо действий по лишению заявителя возможности получения бесплатных лекарственных препаратов Департаментом не совершалось. Ответ от 22.09.2009 г. Департамента такими действиями не является.
Судебная коллегия отклоняет доводы кассационной жалобы о наличии оснований для взыскания с ответчика денежных средств, поскольку со стороны Департамента здравоохранения г. Москвы не было совершено неправомерных действий, которыми бы нарушались права заявителя, оснований для возложения на Департамент здравоохранения г. Москвы обязанности по материальной компенсации за приобретенные лекарства не имеется.
Судебная коллегия принимает во внимание, что Чеповой В.И. не лишен права в установленном порядке предъявить соответствующие требования о защите нарушенных прав к Онкологическому диспансеру N 3.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 29 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.