Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 24 февраля 2012 г. N 33-5706
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Горновой М.В.
и судей Вишняковой Н.Е., Ефимовой И.Е.,
при секретаре Татаруля А.Е.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Вишняковой Н.Е. дело по кассационной жалобе Клещенко В.А. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 13 июля 2010 г., которым постановлено:
в удовлетворении иска Клещенко В.А. к Управлению организации капитального строительства Департамента тыла МВД России, Воронежскому институту МВД России о признании права на получение государственного жилищного сертификата, включении в сводный список, выдачи государственного жилищного сертификата - отказать. Установила:
Клещенко В.А. обратился в суд с иском к Управлению организации капитального строительства Департамента тыла МВД России (УОКС ДТ МВД России) о выдачи ГЖС на состав семьи в количестве пяти человек, ссылаясь на то, что являясь подполковником милиции, пенсионером МВД России, уволенным со службы 7 сентября 2009 года, в 1995 году признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоит в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Воронежском институте МВД России. Является участником подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" федеральной программы "Жилище" на 2004-2010 годы. В сентябре 2009 года ему стало известно об отказе в предоставлении ГЖС.
В ходе рассмотрения дела истец предъявил также требования к Воронежскому институту МВД России (ВИ МВД России), поскольку институт не направил в УОКС жилищное дело истца. Клещенко В.А. просит признать за ним право на получение ГЖС, включить его в сводный список граждан-участников подпрограммы, оформить и выдать ГЖС на его семью из пяти человек.
Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель истца Васнева Е.Н. в судебное заседание явилась, поддержала заявленные требования.
Ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, просили рассматривать дело в их отсутствие, представили возражения на иск.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам кассационной жалобы просит Клещенко В.А.
На заседание судебной коллегии Клещенко В.А. не явился, о дне рассмотрения дела извещался надлежащим образом, от Клещенко В.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
При таких обстоятельствах, с учетом ст. 354 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Белова В.В., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, как вынесенного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением жилищно-бытовой комиссии ВВШ МВД России от 10 февраля 1995 года Клещенко В.А. включен в список очередников, так как он нуждается в улучшении жилищно-бытовых условий.
Приказом начальника Воронежского института от 7 сентября 2009 года N ... подполковник милиции Клещенко В.А. уволен из органов внутренних дел с 7 сентября 2009 года.
Клещенко В.А. на праве собственности принадлежит квартира по адресу: ..., в которой зарегистрированы он и его семья из пяти человек.
Клещенко В.А. включен в сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2009 год по ВИ МВД России, а также в сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2009 год по органам внутренних дел Российской Федерации.
По сообщению УОКС ДТ МВД России от 3 августа 2009 года N ... при рассмотрении учетного дела Клещенко В.А. комиссией МВД России принято решение об отказе в выдаче ему ГЖС, так как у него имеется жилое помещение для постоянного проживания, в связи с чем отсутствует право на первоочередное получение сертификата.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что предоставление ГЖС осуществляется в установленном порядке с учетом предоставления таких социальных выплат в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации, тогда как у Клещенко В.А. такое жилое помещение имелось. При этом, истца не представилось возможным включить в список участников программы на 2010 г., т.к. на момент его обращения, а участие носит заявительный характер, сводный список уже был сформирован, а внесение в него изменений не допускается.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, а доводы жалобы подлежат отклонению, в силу следующего.
Подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" входит в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. N 675.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 года N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" с 2006 года выдача ГЖС осуществляется в рамках указанной выше подпрограммы.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" также предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В силу п.п. "г" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", утвержденных указанным постановлением, право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
К числу данных граждан относится Клещенко В.А.
При этом, пунктом 7 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище на 2002-2010 годы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 определено, что социальные выплаты, удостоверяемые жилищным сертификатом, предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Правил, применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является:
а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;
б) проживание в жилых помещениях специализированного жилого фонда при отсутствии другого помещения для постоянного проживания;
в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого помещения для постоянного проживания.
В связи с тем, что у Клещенко В.А. имеется жилое помещение для постоянного проживания на территории Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о том, что правовых оснований для получения им государственного жилищного сертификата в первоочередном порядке не имеется.
Пунктом 27 Правил предусмотрено, что для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин-участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в подразделениях, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2010 год формировался по институту в 2009 году.
В соответствии с телетайпограммой N ... от 07.12.2009 года он был сформирован и направлен в УОКС Департамента тыла МВД России 15 декабря 2009 года.
В кассационной жалобе истец ссылается на то, что в решении суда не отражены результаты оценки всех доказательств, в том числе телеграммы N ... от 07.12.2009 года, документов о том, что на момент рассмотрения документов в Управлении Департамента МВД России истец был первым на улучшение жилищных условий посредством предоставления сертификата, а также суд первой инстанции не мотивировал сделанные им выводы.
Оценивая данные доводы, судебная коллегия полагает их неправомерными, поскольку как видно из судебного решения, свои выводы суд первой инстанции обосновывал на совокупности всех доказательств, имеющихся в материалах дела, на которые суд делает ссылки в решении, судом дана оценка всех представленных доказательств в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Доводы кассационной жалобы по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств.
Доводы истца о том, что он своевременно не узнал о формировании списков на 2010 год на получение ГЖС и сроках представления необходимых документов не могут служить основанием для отмены судебного постановления, т.к. обязанность письменного уведомления граждан, уволенных с военной службы о распределении ГЖС в соответствии с п. 30 Правил учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений и улучшении жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 возложена только на администрации субъектов Российской Федерации. Однако ответчики подобными органами не являются.
Довод кассационной жалобы об уведомлении жилищно-бытовой комиссии о несогласии истца с отказом в выдаче ГЖС и подаче иска в суд не влияет на существо рассмотренного дела.
Судебная коллегия полагает, что суд надлежащим образом проверил обстоятельства дела и доводы сторон и дал им правовую оценку. Выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда., т.к. направлены на иное толкование норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, коллегия определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 13 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.