Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 29 февраля 2012 г. N 33-6496
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Горновой М.В.
и судей Казаковой О.Н., Быковской Л.И.,
при секретаре Кононовой Е.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Горновой М.В. дело по кассационной жалобе ОАО "РЖД" на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2011 г., которым постановлено:
иск Московско-Курского транспортного прокурора удовлетворить. Обязать ОАО "Российские железные дороги" в течение двух лет со дня вступления данного решения в законную силу оборудовать лестничные сходы на платформы на пешеходном мосту железнодорожной станции Гривно Курского направления Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" пандусами и поручнями в соответствии с действующими нормами и правилами для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского железнодорожного транспорта, установила:
Московско-Курский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО "РЖД", в котором просил обязать ОАО "Российские железные дороги" оборудовать лестничные подъемы на платформы на пешеходном мосту железнодорожной станции Гривно пандусами с поручнями, в соответствии с действующим законодательством для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта.
В судебное заседание представитель истца не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, иск поддержал в полном объеме.
Представитель ОАО "Российские железные дороги" Герасимова А.В. иск не признала, указала, что действующим законодательством не предусмотрено принудительное устранение несоответствий уже построенных зданий строительным нормам, действующим на данный момент. Поскольку железнодорожная станция Гривно построена давно, на момент ее строительства отсутствовали требования по обустройству сходов-подъемов пандусами, а ее реконструкция требует значительных временных и денежных затрат. Кроме этого, указала, что переустройство лестничных подъемов невозможно осуществить с технической точки зрения без проведения реконструкции переходов.
Представитель третьего лица - Департамента социальной защиты населения Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе ответчик.
Проверив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика Шехурдину Е.И., прокурора Киприянова А.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и материалами дела.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом.
В соответствии с п. 8 постановления Правительства РФ от 07.12.1996 г. N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры", на территориальные органы социальной защиты населения возложена координация работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также контроль за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта.
Согласно п. 3.5 СНиП 35-01-2001 при наличии на территории или участке подземных и наземных переходов их следует, как правило, оборудовать пандусами или подъемными устройствами, если нельзя организовать для маломобильных групп населения наземный переход.
Статьей 4 Закона Московской области "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" от 15.10.2009 г. N 4/92-П установлено, что объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться такими специальными приспособлениями и оборудованием как пандусами и поручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок, маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров.
По делу установлено, что в ходе проведенной прокурорской проверки 08.09.2011 года осмотрены платформы железнодорожной станции Гривно Курского направления Московской железной дороги на предмет соответствия нормам законодательства, защищающего права инвалидов. Было установлено, что платформы N 1 и 2 ("на Москву" и "от Москвы") станции Гривно оборудованы наземным переходом в виде железнодорожного моста, на котором установлены пандусы шириной менее одного метра, что делает невозможным их использование инвалидами. Кроме того, пандус не оборудован пологим съездом. Иные входы на платформы, позволяющие свободно передвигаться инвалидам или лицам с ограниченными возможностями, отсутствуют.
Как усматривается из письма директора "Мосжелдорпроект" - филиала ОАО "Росжелдорпроект", что существующий пешеходный мост на станции Гривно соответствует уклону 1:2, 1:3. Устройство пандусов для инвалидов и других маломобильных групп граждан на лестничных сходах такой крутизны невозможно. Пандусы для этой категории граждан должны иметь уклоны: в закрытых помещениях 1:8, а на наружных пандусах 1:12.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правильно исходил из того, что ответчиком в нарушение положений ст. 15 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не проводятся работы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного пользования услугами железнодорожного транспорта. При этом ответчик не представил доказательства тому, что реконструкция лестничных сходов или в целом пешеходного моста невозможна.
Судом была исследована и признана несостоятельной ссылка ответчика на отсутствие финансирования, поскольку требования действующего законодательства должны быть исполнены, а финансирование возможно запланировать на будущий год.
Вводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Довод кассационной жалобы о том, что указанные выше нормы должны применяться при строительстве только новых стационарных объектов, не может служить основанием к отмене решения, поскольку, согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования вокзалов, аэропортов и других объектов.
Остальные доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. Никаких нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Таким образом, решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.