Определение Московского городского суда от 13 марта 2012 г. N 4г/3-7/12
Судья Московского городского суда Тихенко Г.А.,
рассмотрев истребованное по надзорной жалобе представителя Пономарева В.И. по доверенности Овчинникова С.А., поступившей в экспедицию Московского городского суда 26.12.2011 г. на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 24.03.2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28.06.2011 г., гражданское дело по иску Государственного учреждения Управы района "Лефортово" г. Москвы к Пономареву В.И. об освобождении участка земли, самовольно занятого под установку металлического тента-укрытия типа "ракушка", установил:
Государственное учреждение Управа района "Лефортово" г. Москвы обратилось в суд с иском к Пономареву В.И. об освобождении участка земли по адресу: г. ..., ул. ..., дом ..., от самовольно установленного металлического тента - укрытия типа "ракушка" N 023004 за счет ответчика, указывая в обоснование требований на то, что тент расположен на земельном участке, находящемся в собственности города Москвы без оформления в установленном порядке земельно-правовых отношений на него.
В судебном заседании представитель ГУ Управы района "Лефортово" г. Москвы Тахиров И.Г. оглы заявленные требования поддержал.
Ответчик Пономарев В.И. в судебном заседании исковые требования не признал.
Решением Лефортовского районного суда г. Москвы от 24.03.2011 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28.06.2011 г., исковые требования ГУ Управы района "Лефортово" г. Москвы удовлетворены.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 09 декабря 2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу указанного Закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции.
Таким образом, поданная заявителем жалоба подлежит рассмотрению в порядке надзора по правилам главы 41 ГПК РФ в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 09 декабря 2010 года N 353-ФЗ.
В надзорной жалобе представитель Пономарева В.И. по доверенности Овчинников С.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений.
Письмом судьи Московского городского суда от 23.01.2012 года данное гражданское дело было истребовано для проверки в порядке надзора в Московский городской суд.
Согласно ст. 387 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В соответствии с требованиями ст.ст. 381, 387 ГПК РФ, надзорная жалоба с делом, поступившим 30.01.2012 г., подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.
Как усматривается из материалов дела ГУ Управа района "Лефортово" г. Москвы обратилось в суд с иском к Пономареву В.И. об освобождении участка земли по адресу: г. ..., ул. ..., дом ..., от самовольно установленного металлического тента - укрытия типа "ракушка" N ...
Разрешая заявленные требования, суд руководствовался положениями ст.ст. 18, 19 Земельного кодекса РФ, положениями постановления Правительства г. Москвы от 08.07.2003 г. N 526-ПП "О порядке получения разрешений на установку металлических тентов и оформления прав краткосрочной аренды на земельные участки, занимаемые этими объектами".
Сославшись на положения п.п. 2.2.2.3 Положения об Управе района города Москвы утвержденного постановлением Правительства гор. Москвы от 03.12.2002 г. N 981-ПП "Об образовании территориальных органов исполнительной власти города Москвы - прав района", суд первой инстанции признал, что главы управ районов города Москвы вправе обращаться в суд с иском о демонтаже объектов некапитального строительства, в том числе, металлических тентов, располагающихся на территории района.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласилась, указав также в своем определении, что Управа района "Лефортово" г. Москвы в соответствии со статьей 46 Устава города Москвы является территориальным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим в пределах установленных правовыми актами города Москвы полномочий исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территории района города Москвы.
Согласно п. 2.3.12 Положения об управе района города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП (ред. от 07.06.2011 г.) "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" (вместе с "Положением о префектуре административного округа города Москвы", "Положением об управе района города Москвы", "Перечнем управ районов города Москвы"), управа района координирует работу по сносу и демонтажу временных и иных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на основании принятых в установленном порядке решений.
В связи с вышеизложенным были отклонены доводы заявителя об отсутствии у ГУ Управы района "Лефортово" г. Москвы права на предъявление исковых требований.
Выражая несогласие с судебными постановлениями, заявитель в надзорной жалобе указывает, в том числе на то, что у ГУ Управы района "Лефортово" г. Москвы отсутствует право на предъявление иска, поскольку при обращении в суд Управа района "Лефортово" г. Москвы руководствовалась нормами постановления Правительства Москвы от 03.12.2002 г. N 981-ПП, на которое суд также сослался при вынесении решения, однако, данное постановление на момент предъявления иска (14.02.2011 г.) утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП (ред. от 07.06.2011 г.) "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" (вместе с "Положением о префектуре административного округа города Москвы", "Положением об управе района города Москвы", "Перечнем управ районов города Москвы").
Также в жалобе заявитель указывает на то, что вывод судебной коллегии о том, что наличие у Управы района "Лефортово" г. Москвы полномочий на предъявление исков, связанных с земельно-правовыми отношениями, следует из ст. 46 Устава г. Москвы, п. 2.3.12 Положения N 157-ПП от 24.02.2010 г. "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы", не соответствует закону.
Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", уполномоченные органы исполнительной власти и города Москвы уполномочены распоряжаться находящимися в их ведении земельными участками.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 23.05.2006 г. N 333-ПП, право предъявлять в суды иски от своего имени или от имени Правительства Москвы предоставлено Департаменту земельных ресурсов города Москвы (об освобождении самовольно занимаемых земельных участков), префектурам административных округов города Москвы (о признании объектов недвижимости самовольными постройками, их сносе и восстановлении (рекультивации) территории строительства за счет средств застройщика, осуществившего самовольное строительство, по объектам, решения по которым приняты Городской комиссией (префектурам) и окружными комиссиями).
Пунктами 2.2.9, 2.2.10 "Положения о префектуре г. Москвы", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП, также определено, что префектура в установленном порядке принимает необходимые меры к сносу самовольных построек в административном округе, в установленных Правительством Москвы случаях предъявляет в суды иски от своего имени или от имени Правительства Москвы, доводит в установленном порядке до сведения населения информацию о решениях судов о признании объектов самовольной постройкой и об их сносе. В установленном порядке принимает необходимые меры по выявлению и прекращению эксплуатации объектов самовольного строительства, а также демонтажу (сносу) некапитальных объектов по окончании срока их эксплуатации.
Пунктом 2.3.12 Положения об Управе Района г. Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП, определено, что управа координирует работы по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей, а также временных и иных сооружений, не являющихся объектами капитального строительства, на основании принятых в установленном порядке решений.
Таким образом, на момент подачи Управой района "Лефортово" г. Москвы искового заявления в суд - 14.02.2011 г. к ответчику о демонтаже принадлежащего ему металлического бокса действовало Постановление Правительства Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы", в котором Управа района не указана в числе организаций, уполномоченных предъявлять иски в суд от своего имени или от имени Правительства Москвы.
При таких обстоятельствах указанный довод жалобы заслуживает внимания, в связи с чем надзорную жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 381, 384 ГПК РФ, определил:
передать надзорную жалобу представителя Пономарева В.И. по доверенности Овчинникова С.А. с гражданским делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.
Судья |
Тихенко Г.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.