Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 20 февраля 2012 г. N 11-224
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Захаровой Е.А.,
судей Анашкина А.А., Салтыковой Л.В.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре Ильиной Т.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Салтыковой Л.В. дело по апелляционной жалобе заявителя Столяровой З.В. на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 07 февраля 2012 г., которым постановлено:
в удовлетворении заявления Столяровой З.В. об отмене решения избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования Сокол в городе Москве от 26 января 2012 года N 28-ИК/12 об отказе в регистрации кандидата в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Сокол в г. Москве - отказать. Установила:
26 января 2012 года решением N 28-ИК/12 избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Сокол в городе Москве Столяровой З.В. было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Сокол в городе Москве по тем основаниям, что среди документов, представленных Столяровой З.В. для уведомления о выдвижении или регистрации, отсутствовали документы, необходимые для уведомления о выдвижении или регистрации, а также представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей.
Столярова З.В. считает данное решение незаконным, так как все необходимые документы для выдвижения кандидата и ее регистрации были представлены в полном объеме.
Заявитель Столярова З.В. в судебном заседании доводы заявления поддержала в полном объеме.
Представитель Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Сокол в городе Москве, действующий без доверенности, председатель Косматых Е.Е. и представитель по доверенности Есаков Д.В. требования заявления не признали по доводам, представили письменные возражения.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит заявитель Столярова З.В., ссылаясь на то, что суд не учел обстоятельства, имеющие значение для дела, не применил ч. 10 ст. 37 Избирательного кодекса Москвы.
В заседание судебной коллегии явилась заявитель Столярова З.В., ее представитель по доверенности Кравцова Н.Д., которые поддержали доводы апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии явился председатель избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Сокол в городе Москве Косматых Е.Е., который с решением суда согласен.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, так как оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Согласно материалам дела, решением N 60/1 от 08 декабря 2011 года муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Сокол в городе Москве назначены выборы депутатов муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Сокол в городе Москве на 04 марта 2012 года.
31 декабря 2011 года Столярова З.В. представила в избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования района Сокол города Москвы по многомандатному избирательному округу N 1 по самовыдвижению.
Одновременно с заявлением Столярова З.В. представила копию паспорта.
17 января 2012 года Столяровой З.В. были представлены документы для регистрации, а именно: первый финансовый отчет; сведения о поступлении и расходовании денежных средств; документы, подтверждающие оплату подписных листов; сброшюрованные подписные листы; протокол об итогах сбора подписей в одном экземпляре.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Сокол в городе Москве N 28-ИК/12 от 26 января 2012 года на основании пункта 3 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы Столяровой З.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Сокол в городе Москве по тем основаниям, что среди документов, представленных для уведомления о выдвижении, отсутствуют документы, необходимые для уведомления о выдвижении или регистрации; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В соответствии с частью 1, 2, 3 ст. 32 Закона города Москвы от 06.07.2005 г. N 38 "Избирательный кодекс города Москвы":
1. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, настоящим Кодексом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения, либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а если кандидат является депутатом, - сведения об этом.
2. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата.
3. Вместе с заявлением, указанным в части 1 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и источниках доходов кандидата (каждого кандидата из городского (муниципального) списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из городского (муниципального) списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме установленной Федеральным законом, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 32 Закона города Москвы от 06.07.2005 г. N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", документы, указанные в частях 1, 3, 6 и 7 настоящей статьи, должны быть представлены в избирательную комиссию, на которую настоящим Кодексом возложены полномочия по регистрации кандидатов на соответствующих выборах, одновременно и в срок, указанный в статье 29 настоящего Кодекса.
Из имеющегося в материалах дела подтверждения о приеме документов избирательной комиссией муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Сокол в городе Москве от 31 декабря 2011 года следует, что Столярова З.В. представила только паспорт, в заявлении сведения об образовании указаны не были.
Согласно материалам дела, решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Сокол в городе Москве от 19 декабря 2011 года N 3-ик/11 установлено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов по избирательному округу N 1, которое должно составлять не менее 32 подписей.
24 января 2012 года рабочей группой по проверке подписей в присутствии заявителя Столяровой З.В. была произведена проверка подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Сокол в г. Москве Столяровой З.В. В ходе проверки рабочей группой было установлено 16 недействительных подписей избирателей на основании п. 8 ч. 7 ст. 37 Избирательного кодекса города Москвы, так как на одном листе отсутствовала дата выдачи паспорта лица, осуществляющего сбор подписей; в трех листах имелись исправления в данных лица, осуществляющего сбор подписей, которые не были специально оговорены.
Статьей 34 Избирательного кодекса города Москвы установлено:
1. Если в поддержку выдвижения кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов собираются подписи избирателей, то количество подписей, необходимое для регистрации, составляет для кандидата в депутаты Московской городской Думы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, для избирательного объединения, выдвинувшего городской (муниципальный) список кандидатов, для кандидата в депутаты муниципального Собрания, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, для кандидата на должность главы муниципального образования, - один процент от числа избирателей соответствующего избирательного округа, для кандидата в депутаты муниципального Собрания, выдвинутого по многомандатному избирательному округу, - один процент от числа избирателей соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе. При этом количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов, не может быть менее 10.
2. Количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов, устанавливается организующей выборы избирательной комиссией на основании данных о численности избирателей в соответствующем одномандатном и (или) многомандатном избирательном округе, указанных в схеме избирательных округов, или данных о численности избирателей городского или муниципального избирательного округа, опубликованных в соответствии с частью 3 статьи 12 или частью 3.1 статьи 13 настоящего Кодекса, и публикуется указанной избирательной комиссией не позднее чем за 75 дней до дня голосования на выборах депутатов Московской городской Думы не позднее чем за 65 дней до дня голосования на выборах в органы местного самоуправления.
3. Подписи в поддержку выдвижения кандидата на выборах в органы местного самоуправления могут собираться со дня, следующего за днем получения избирательной комиссией документов, указанных в частях 1 и 3 статьи 32 настоящего Кодекса. Подписи в поддержку выдвижения муниципального списка кандидатов могут собираться со дня, следующего за днем заверения муниципального списка кандидатов комиссией муниципального образования.
4. Подписи в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы, городского списка кандидатов могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов.
5. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. Подписные листы изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4-8 к Федеральному закону.
6. При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата в каждом подписном листе указываются следующие сведения о кандидате:
1) фамилия, имя, отчество;
2) дата рождения;
3) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);
4) если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа;
5) наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, район в городе, где находится место жительства кандидата (в случае, если место жительства находится в городе Москве, город Москва указывается один раз);
6) в случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости - сведения о судимости кандидата;
7) исключен. - Закон г. Москвы от 04.07.2007 г. N 28;
8) сведения о его принадлежности к политической партии, общественному объединению и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении, если это указано в его заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с частью 1 статьи 32 настоящего Кодекса;
9) если кандидат выдвинут избирательным объединением - наименование избирательного объединения, выдвинувшего кандидата;
10) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слово "самовыдвижение";
11) для кандидатов в депутаты Московской городской Думы и в депутаты муниципального Собрания - номер и (или) наименование избирательного округа, по которому кандидат выдвигается.
7. При сборе подписей в поддержку выдвижения городского (муниципального) списка кандидатов в депутаты в каждом подписном листе указываются наименование избирательного объединения, выдвинувшего городской (муниципальный) список кандидатов, и сведения о первых трех кандидатах, возглавляющих городской (муниципальный) список кандидатов, предусмотренные пунктами 1-8 части 6 настоящей статьи. В подписном листе может также содержаться зарегистрированная эмблема политической партии.
8. Указание в подписном листе сведений о кандидате, не предусмотренных частью 6 настоящей статьи, не допускается.
9. По требованию избирателя лицо, собирающее подписи в поддержку выдвижения городского (муниципального) списка кандидатов, обязано предъявить копию соответствующего городского (муниципального) списка кандидатов, заверенного соответствующей избирательной комиссией.
10. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов.
11. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи не допускается. Сбор подписей на рабочих местах по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается.
12. Право сбора подписей избирателей принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Кандидат, избирательное объединение могут заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения.
13. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, городских (муниципальных) списков кандидатов, но только один раз в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов.
14. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку выдвижения кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.
15. При сборе подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов допускается заполнение подписного листа на лицевой и на оборотной стороне. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные подписи ставятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.
16. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего паспорт документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом (при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата) или уполномоченным представителем избирательного объединения (при сборе подписей в поддержку выдвижения городского (муниципального) списка кандидатов), который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит подпись и дату ее внесения.
17. Кандидат (при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата) или уполномоченные представители избирательного объединения (при сборе подписей в поддержку выдвижения городского (муниципального) списка кандидатов) подсчитывают общее число собранных подписей избирателей и составляют в двух экземплярах протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной комиссией, организующей выборы. Каждый экземпляр протокола подписывается соответственно кандидатом, уполномоченными представителями избирательного объединения.
В соответствии с п. 8 ч. 7 ст. 37 Избирательного кодекса города Москвы, признаются недействительными все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего городской (муниципальный) список кандидатов, кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего городской (муниципальный) список кандидатов, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего городской (муниципальный) список кандидатов, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего городской (муниципальный) список кандидатов, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, руководствовался положениями статей 32, 35 Закона города Москвы от 06.07.2005 г. N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", и пришел к выводу о том, что не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении заявления Столяровой З.В., суд первой инстанции тщательно проверил доводы заявителя, изложив в решении основания, по которым с ними не согласился.
Материалами дела подтверждено, что при подаче заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Сокол в городе Москве Столяровой З.В. не были представлены документы, необходимые для уведомления о выдвижении или регистрации; никаких отметок об отказе принять от Столяровой З.В. какие-либо документы ею сделано не было; заявление не содержит всех данных, которые должны быть в нем указаны, а именно, об образовании. Кроме того, 16 подписей избирателей в подписных листах признаны недействительными, в связи с чем для регистрации кандидата представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей.
Суд первой инстанции обоснованно признал, что избирательной комиссией внутригородского муниципального образования Сокол в городе Москве было принято решение N 28-ИК/12 от 26 января 2012 года об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Сокол в городе Москве Столяровой З.В. в строгом соответствии с положениями действующего законодательства.
Проверенное в апелляционном порядке решение суда является законным и обоснованным, выводы суда основаны на представленных доказательствах и правильном применении норм материального и процессуального законодательства, в силу чего отсутствуют основания для его отмены или изменения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при подаче заявления копии документов об образовании у нее приняты не были, т.к. отсутствовали оригиналы, и что ей было разрешено донести оригиналы документов позже, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку положения ст. 32 Избирательного кодекса города Москвы предусматривают одновременное предоставление требуемых для регистрации кандидата в депутаты документов, что ею сделано не было.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что суд должен был применить часть 10 ст. 37 Избирательного кодекса города Москвы основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку, согласно указанной нормы права, при обнаружении среди проверяемых подписей избирателей 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей или при недостаточном для регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов количестве достоверных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется предоставить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Количество достоверных подписей избирателей, представленных Столяровой З.В. в избирательную комиссию, недостаточно для регистрации кандидата.
Апелляционная жалоба не содержит обстоятельств, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, которые являются основаниями к отмене постановленного решения суда.
Спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Савеловского районного суда г. Москвы от 07 февраля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя Столяровой З.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.