Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 16 марта 2012 г. N 11-1139
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Севалкина А.А.,
судей Ефимовой И.Е., Салтыковой Л.В.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре Альцеве Н.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.Е. апелляционную жалобу Регионального отделения Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 29.02.2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления Регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" об отмене решения территориальной избирательной комиссии района Раменки г. Москвы от 07.02.2012 г. о формировании состава участковой избирательной комиссии избирательного участка N 2648 - отказать. Установила:
Региональное отделение Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии района Раменки г. Москвы от 08.02.2012 г. о формировании состава участковой избирательной комиссии избирательного участка N 2648, поскольку в состав указанной комиссии не включена кандидатура Гонгальского Максима Брониславовича, представленная региональным отделением политической партии Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" в городе Москве. Основанием невключения кандидатуры Гонгальского Максима Брониславовича послужило то, что выписка на кандидатуру от регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" в городе Москве не оформлена должным образом, отсутствуют сведения о количестве членов Регионального Совета, количестве присутствующих на заседании совета, а также данные о голосовании, так как решения бюро регионального Совета, согласно ст. 15.2.4 и 15.3.2 Устава политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" считаются правомочными, если в рассмотрении и принятии решения участвовало более половины избранных членов Регионального Совета или членов Бюро Регионального Совета; в заявлении кандидата в члены комиссии с правом решающего голоса не указаны ссылки на пункт 1 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", отсутствует согласие на обработку персональных данных.
Заявитель считает, что вышеуказанное решение ТИК района Раменки г. Москвы принято с нарушениями требований Конституции РФ и Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ТИК района Раменки г. Москвы в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований, пояснил суду, что нарушений действующего законодательства нет.
Заинтересованное лицо Гонгальский М.Б. в судебное заседание явился, доводы изложенные в заявлении поддержал, просил суд требования удовлетворить.
На заседание судебной коллегии не явился представитель ТИК района "Раменки" и Гонгальский М.Б., которые о времени и месте судебного разбирательства были извещены. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит заявитель по доводам, указанным в апелляционной жалобе.
В соответствии с п. 1 и п. 4 ст. 27 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что участковые комиссии формируются в период избирательной кампании, кампании референдума в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума. На выборах в органы местного самоуправления, при проведении местного референдума полномочия участковой комиссии могут быть возложены на иную комиссию, действующую в границах избирательного участка, участка референдума.
Число членов участковых комиссий с правом решающего голоса устанавливается законом.
Формирование участковой комиссии осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Законом может быть предусмотрено формирование участковой комиссии на избирательном участке, участке референдума, образованном на судне, находящемся в плавании, или на полярной станции, а также за пределами территории Российской Федерации, соответствующими должностными лицами.
Пунктом 1, 2 ст. 22 указанного выше закона предусмотрено, что территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"), политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона, предложений других политических партий и иных общественных объединений. Избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
Из диспозиции п. 1 ст. 29 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть:
а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
б) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;
в) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;
г) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
д) выборные должностные лица, а также высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций;
е) судьи, прокуроры;
ж) на соответствующих выборах - кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов;
з) на соответствующих референдумах - члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума;
и) на соответствующих выборах, референдумах - члены комиссий с правом совещательного голоса;
к) на соответствующих выборах - супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;
л) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;
м) лица, выведенные из состава комиссий по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения), - в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда;
н) лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.
Положения подпунктов "ж", "к" и "л" пункта 1 настоящей статьи не распространяются на членов участковых, территориальных и окружных избирательных комиссий, если кандидат выдвигается либо зарегистрирован по другому избирательному округу.
Согласно Устава Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" следует, что заседание Регионального совета считается правомочным, если в его работе принимает участие более половины избранных членом Регионального Совета (п. 15.2.4); Заседание Бюро Регионального Совета считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины избранных членов Бюро "Регионального Совета (п. 1 5.3.2).
Судом по делу установлено, что решением Московской городской избирательной комиссии N 75\108 от 06.12.2010 г. сформирована территориальная избирательная комиссия района Раменки.
27.01.2012 г. председателем ТИК района Раменки принята выписка из решения N 81 Регионального Совета Регионального отделения Российской объединенной Демократической партии "Яблоко" о выдвижении кандидатуры Гонгальского М.Б. в состав участковой избирательной комиссии N 2648 г. Москвы с правом решающего голоса на выборах Президента РФ в районе Раменки г. Москвы.
Согласно Протокола N 3 от 08.02.2012 г. на заседании ТИК района Раменки г. Москвы принято решения об отклонении включения Гонгальского М.Б. от политической партии "Яблоко" в состав УИК, поскольку в ходе заседания установлено, что выписка на кандидатуру от регионального отделения политической партии Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" в городе Москве не оформлена должным образом, отсутствуют сведения о количестве членов Регионального Совета, количестве присутствующих на заседании совета, а также данные о голосовании, так как решения бюро регионального Совета, согласно п. 15.2.4 и 15.3.2 Устава политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" считаются правомочными, если в рассмотрении и принятии решений участвовало более половины избранных членов Регионального Совета или членов Бюро Регионального Совета; в заявлении кандидата в члены комиссии с правом решающего голоса не указаны ссылки на пункт 1 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", о том, что он не попадает под ограничения; нет согласия на обработку персональных данных.
Выписка из вышеуказанного протокола получена Гонгальским М.Б. 17.02.2012 г.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, правомерно руководствовался положениями ст. 22, 27, 29 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п. 15.2.4; 15.3.2 Устава политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" и обосновано пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований, поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что, представленная в ТИК района Раменки 27.01.2012 года выписка из решения N 81 о выдвижении кандидатур в составы УИК г. Москвы с правом решающего голоса не оформлена надлежащим образом, в связи, с чем отсутствуют правовые основания для избрания Гонгальского М.Б. членом УИК N 2648 района Раменки г. Москвы с правом решающего голоса на выборах Президента РФ.
При этом, судом обосновано указано, что ссылка в протоколе ТИК района Раменки г. Москвы от 08.02.2012 года на п. 15.24 и 15.32 Устава политической партии Российская объединенной демократической партии "Яблоко" является технической опечаткой, в виду чего следует правильно читать п. 15.2.4 и 15.3.2 Устава.
Судебная коллегия не может согласиться с доводом заявителя о том, что отказ о включении Гонгальского М.Б. от политической партии "Яблоко" в состав УИК является незаконным.
Поскольку императивный характер п. 1 ст. 29 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяет исчерпывающий круг лиц, не имеющих право быть членами УИК с правом решающего голоса, а п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ от 27.07.2006 года N 152-ФЗ "О персонализации данных" предусматривает обработку персональных данных только с согласия данного лица, то отсутствие строго регламентированной формы заявления о назначении членом УИК и решения о выдвижении кандидатуры в составы УИК г. Москвы с правом решающего голоса не исключает обязанность кандидата в члены УИК сообщить о себе данные сведения. Поскольку кандидатом Гонгальским М.Б. ни в заявлении в ТИК от 23.01.2012 года (л.д. 46), ни в решении регионального совета политической партии "Яблоко" (л.д. 45) не содержатся сведения о кандидате, предусмотренные указанными выше законами, то решение ТИК района Раменки г. Москвы от 08.02.2012 года об отклонении включения Гонгальского М.Б. от политической партии "Яблоко" в состав УИК является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Все иные доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального права, переоценку собранных судом первой инстанции доказательств, данные доводы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм материального и процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, определила:
решение Никулинского районного суда г. Москвы от 29.02.2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.