Решение Московского городского суда от 28 июля 2011 г. по делу N 7-1681
Судья Московского городского суда Давыдова И.Н., с участием защитника Зиненковой Н.А., и законного представителя - главного врача ФГУ "Лечебно-профилактический центр на водном транспорте" Марченко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФГУ "Лечебно-профилактический центр на водном транспорте" на постановление судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 24 марта 2011 г., которым ФГУ "Лечебно-профилактический центр на водном транспорте" признано виновным по ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа размере 100 000 руб. установил:
28 февраля 2011 г. в отношении ФГУ "Лечебно-профилактический центр на водном транспорте" был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Симоновский районный суд г. Москвы, которым вынесено указанное выше постановление.
На постановление принесена жалоба ФГУ "Лечебно-профилактический центр на водном транспорте", в которой оно просит отменить постановление судьи как незаконное, ссылаясь на отсутствие в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ, а также изготовление судьёй первой инстанции немотивированного постановления.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав законного представителя - главного врача ФГУ "Лечебно-профилактический центр на водном транспорте" Марченко В.В., и защитника Зиненкову Н.А., не усматриваю оснований для удовлетворения жалобы.
Проверив представленные доказательства, оценив их в совокупности, полно, всесторонне и объективно установив обстоятельства правонарушения, судья пришел к правильному выводу о наличии оснований для привлечения к административной ответственности ФГУ "Лечебно-профилактический центр на водном транспорте" по ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока её действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Из материалов дела следует, что Управлением Росздравнадзора по г. Москве и Московской области, на основании Приказа о проведении плановой выездной проверки N 192/11 от 17.02.2011 г., с 21.022011 г. по 28.02.2011 г. была проведена проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности Федеральным государственным учреждением "Лечебно-профилактический центр на водном транспорте" (ФГУ ЛПЦ ВТ), по адресу: ...
По результатам проверки, врио начальника отдела организации лицензирования медицинской деятельности государственных учреждений здравоохранения Управления Росздравнадзора по г. Москве и Московской области Лисициной М.А., был составлен Протокол об административном правонарушении N 94/11(м)-2 от 28.02.2011 г.
В результате проверки, проведенной Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по г. Москве и Московской обл. 28.02.2011 г. по адресам: ..., установлено, что в нарушение требований п.п. "96" п. 1 ст. 17 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 г. N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности", ФГУ ЛПЦ ВТ осуществляет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий специального разрешения - (лицензии).
ФГУ ЛПЦ ВТ имеет действующую лицензию на осуществление медицинской деятельности N 77-01-001694 от 22.12.2006 г., выданную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, сроком действия до 22.12.2011 г.
На наличие события административного правонарушения указывает несоблюдение ФГУ ЛПЦ ВТ лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности:
1. В нарушение п.п. "г" п. 5 Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 г. N 30 "О лицензировании медицинской деятельности", в ФГУ ЛПЦ ВТ, на объектах, расположенных по адресам: ..., осуществляют медицинскую деятельность специалисты без надлежащего медицинского образования, соответствующего требованиям и характеру выполняемых работ (услуг).
В соответствии с п.п. "г" п. 5 Постановления Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности", одним из лицензионных требований и условий является "наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг)".
При проверке выявлены следующие нарушения:
- Отсутствует сертификат специалиста у заведующего отделением ГБО (гипербарической оксигенации) ... Согласно представленным документам о медицинской подготовке (диплом по специальности "лечебное дело", удостоверение N ... о прохождении интернатуры по специальности "терапия", свидетельство о повышении квалификации по терапии, ..., является врачом-терапевтом.
Соответственно, должен иметь сертификат специалиста по специальности "терапия".
- Отсутствует необходимая медицинская подготовка у заместителя главного врача по КЭР (клинико-экспертной работе) ... Согласно представленному сертификату специалиста по специальности "Кардиология", ... является врачом кардиологом. Сертификат по другой специальности у .... отсутствует. Однако, профессиональная подготовка ... по кардиологии не соответствует установленным требованиям: обучение по кардиологии исчерпывается повышением квалификации в объеме 216 часов, что подтверждается Свидетельством о повышении квалификации по кардиологии от 2006 г.
Документы, подтверждающие стаж работы ... в должности врача-кардиолога от 10 лет и более, не представлены.
Вышеуказанная подготовка ... не соответствует требованиям к профессиональной подготовке специалистов, установленным приказами Минздравсоцразвития РФ: от 07.07.2009 г. N 415н "Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения", от 09.12.2008 г. N 705н "Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников".
Документы, подтверждающие наличие образования, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития от 07.07.2009 г. N 415н, у ... отсутствуют.
В соответствии с п. 6.1. Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.12.2008 г. N 705н "Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников", "для специалистов, имеющих стаж работы по специальности 10 лет и более, обучение проводится по образовательным программам повышения квалификации. Нормативный срок прохождения повышения квалификации при любой форме обучения составляет от 100 до 500 часов аудиторных занятий". Однако, документы, подтверждающие стаж работы .... в должности врача-кардиолога от 10 лет и более, не представлены.
- Отсутствует надлежащая подготовка по терапевтической стоматологии у врача-стоматолога-терапевта ... имеет интернатуру по стоматологии ортопедической, о чем свидетельствует Удостоверение N 308 от 1996 г. Подготовка по терапевтической стоматологии исчерпывается повышением квалификации в объеме 144 часов, что подтверждается Свидетельством о повышении квалификации по терапевтической стоматологии от 2007 г.
Стаж работы в должности врача-стоматолога-терапевта у ... - менее 10 лет.
Вышеуказанная подготовка ... не соответствует требованиям к профессиональной подготовке специалистов по терапевтической стоматологии, установленным приказами Минздравсоцразвития РФ: от 07.07.2009 г. N 415н "Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения", от 09.12.2008 г. N 705н "Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников".
В соответствии с п. 6.1. Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.12.2008 г. N 705н "Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников", "для специалистов, имеющих стаж работы по специальности 10 лет и более, обучение проводится по образовательным программам повышения квалификации. Нормативный срок прохождения повышения квалификации при любой форме обучения составляет от 100 до 500 часов аудиторных занятий". Однако, документы, подтверждающие стаж работы .... в должности врача-стоматолога-терапевта от 10 лет и более, отсутствуют.
- В ФГУ ЛПЦ ВТ действует комиссия по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров плавсостава и профвредников, о чем свидетельствует приказ от 11.01.2011 г. N 30
В состав комиссии по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров в ФГУ ЛПЦ ВТ входят врачи-специалисты, не имеющие подготовки по профпатологии в рамках своей специальности: врач-терапевт ..., врач-терапевт ..., врач-терапевт ..., врач-невролог ..., врач-офтальмолог ...., врач-хирург ..., врач-дерматовенеролог ...., врач-оториноларинголог ..., врач-стоматолог ..., врач-гинеколог (акушер-гинеколог) ..., что подтверждается вышеуказанным приказом от 11.01.2011 г. N ....
Отсутствие подготовки по профпатологии у членов комиссии по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров является нарушением п. 9 "Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами", утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 г. N 83, согласно которому "Руководитель медицинской организации, осуществляющей предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утверждает состав медицинской комиссии, председателем которой должен быть врач-профпатолог или врач иной специальности, имеющий профессиональную подготовку по профпатологии, членами комиссии -
специалисты, прошедшие в рамках своей специальности подготовку по профессиональной патологии".
Подтверждением проведения предварительных и периодических медицинских осмотров в ФГУ ЛПЦ ВТ является "Заключительный акт" от 24 декабря 2010 г. по результатам периодического медицинского осмотра (обследования) плавсостава ..., проведенного ФГУ ЛПЦ ВТ и одна из медицинских карт обследованных пациентов - медицинская карта ....
Кроме того, в нарушение п.п. "з" п. 5 Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 г. N 30 "О лицензировании медицинской деятельности", ФГУ ЛПЦ ВТ по адресу: 115407, г. Москва, ул. Судостроительная, д. 34, корп. 1, стр. 1 не обеспечен контроль за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам) при проведении экспертизы на право владения оружием и периодических медицинских осмотров.
В соответствии с п.п. "з" п. 5 Постановления Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности", одним из лицензионных требований и условий является "обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам).
Выявлены следующие нарушения.
В ФГУ ЛПЦ ВТ имеется комиссия по экспертизе (контролю) качества медицинской помощи, утвержденная приказом по учреждению от 11.01.2011 г. N 31.
Однако, данная комиссия не осуществляет надлежащий контроль качества оказываемой в ФГУ ЛПЦ ВТ медицинской помощи при проведении ряда работ (услуг), в том числе, по экспертизе на право владения оружием и по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров.
При проверке установлены многочисленные серьезные нарушения качества проведения экспертизы на право владения оружием.
При проведении медицинского освидетельствования на право владения оружием не ведется медицинская документация по установленной форме - "Медицинская карта амбулаторного больного", ф. N 025/у-04, записи делаются на отдельных листках с названием "Дневник. Анамнез, статус, диагноз и лечение при обращении с повторными заболеваниями"
Таким образом, в ФГУ ЛПЦ ВТ выдача справок формы N 046-1 "Медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина для получения лицензии на приобретение оружия", утвержденной приказом Минздрава РФ от 11 сентября 2000 г. N 344 "О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия", не обоснована результатами медицинского обследования.
Доказательствами проведенного освидетельствования на право владения оружием и допущенных при этом нарушений являются записи за 2011 год в тетради под названием "Медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина для получения лицензии на приобретение оружия", последняя запись - от 16.02.2011 г.; записи в медицинской документации обследованных..., ..., ....
Выявленные нарушения при проведении экспертизы на право владения оружием противоречат требованиям приказа Минздрава РФ от 11 сентября 2000 г. N 344 "О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия".
В соответствии с приказом Минздрава РФ от 11.09.2000 г. N 344 "О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия (с изменениями, внесенными Решением Верховного Суда РФ от 10.07.2009 г. N ГКПИ09-652), "в освидетельствовании принимают участие врач - терапевт с привлечением имеющейся медицинской документации, а также специалисты - психиатр, нарколог, окулист. В случае отсутствия специалистов в данном медицинском учреждении привлечение их осуществляется на договорной основе.
Заключение специалистов утверждается клинико-экспертной комиссией медицинского учреждения и скрепляется печатью".
- Допущены нарушения при проведении периодических медицинских осмотров. Обследования врачей - неполные: не исследуется анамнез, неполностью обследован статус, записи в медицинской документации носят квалификационный, а не описательный характер, в результате чего отсутствуют доказательства квалификации состояния. У ряда врачей-специалистов результаты обследования пациентов исчерпываются записями типа "жалоб нет, хирургической патологии не выявлено", "жалоб нет, кожные покровы чистые, здоров, годен".
Таким образом, заключения о состоянии здоровья при проведении медицинских осмотров не обоснованы результатами обследования.
О вышеуказанных нарушениях при проведении периодических медицинских осмотров свидетельствует медицинская карта ...
Какие-либо документы ФГУ ЛПЦ ВТ, отражающие выявление и устранение вышеуказанных нарушений при проведении освидетельствования на право владения оружием и периодических медицинских осмотров, на момент проведения проверки отсутствуют; нарушения носят постоянный характер, что свидетельствует о необеспечении лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 г. N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности", осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а, г, е, з" пункта 5 настоящего Положения.
Данные факты подтверждаются копиями актов проверки от 28 февраля 2011 года, протоколом об административном правонарушении.
Рассматривая административный материал, судья пришел к правильному выводу о том, что ФГУ "Лечебно-профилактический центр на водном транспорте", грубо нарушает действующие Положение о лицензировании медицинской деятельности.
Вина ФГУ "Лечебно-профилактический центр на водном транспорте", в совершении административного правонарушения объективно подтверждается предоставленными и изученными в судебном заседании документами.
Таким образом, поскольку юридическое лицо ФГУ "Лечебно-профилактический центр на водном транспорте", нарушило Постановление Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" судья пришел к обоснованному выводу о том, что его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Действия ФГУ "Лечебно-профилактический центр на водном транспорте" по ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ квалифицированы правильно, вина подтверждается материалами дела.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При назначении наказания в виде административного приостановления деятельности, судья в полной мере учел обстоятельства совершения правонарушения.
Наказание назначено в пределах санкции ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ, в связи, с чем довод жалобы о том, что судья примела суровое наказание в виде штрафа 100 000 руб., не может являться основанием к отмене решения.
Иные меры административного воздействия будут не эффективны, в связи с чем, судья правомерно назначил наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ФГУ "Лечебно-профилактический центр на водном транспорте" состава административного правонарушения не могут быть признаны убедительными, поскольку они опровергаются совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела.
Довод жалобы о том, что ФГУ "Лечебно-профилактический центр на водном транспорте", повторно привлекается к административной ответственности за одно и то же правонарушение, не состоятелен. Как видно из представленного Постановления Симоновского районного суда г. Москвы от 24 марта 2011 г., ФГУ "Лечебно-профилактический центр на водном транспорте", привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, за осуществление медицинской деятельности без специального разрешения (лицензии) по адресу: ...
Довод жалобы о том, что у врача ... имелся сертификат, не обоснован, поскольку обучение он проходил с 11 марта 2011 г. по 06 мая 2011 г., после того как был зафиксирован 28 февраля 2011 г. факт правонарушения.
Так же не обоснован довод о наличии свидетельств о повышении квалификации врачей, входящих в состав комиссии по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров в ФГУ ЛПЦ ВТ, имеющие подготовку по профпатологии в рамках своей специальности: врач-терапевт ..., врач-терапевт ..., врач-терапевт ...., врач-невролог ..., врач-офтальмолог ..., врач-хирург ..., врач-дерматовенеролог ..., врач-оториноларинголог ..., врач-стоматолог ..., врач-гинеколог ( акушер-гинеколог) ..., поскольку они повышали квалификацию в Институте усовершенствования врачей ФГУ "Национальный медико-хирургический центр им. Н.И. Пирогова" с 11 апреля 2011 г. по 07 мая 2011 г., т.е. после того, как 28 февраля 2011 г., был установлен факт правонарушения.
Врач ... также повышала свою квалификацию после того, как был выявлен факт правонарушения, что подтверждено сертификатом от 20 апреля 2011 г.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для отмены постановления судьи или изменения меры наказания в виде снижения размера штрафа.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, решил:
постановление судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 24 марта 2011 г. в отношении ФГУ "Лечебно-профилактический центр на водном транспорте" по ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ, оставить без изменений, жалобу без удовлетворения.
Судья Московского городского суда |
И.Н. Давыдова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского городского суда от 28 июля 2011 г. по делу N 7-1681
Текст решения официально опубликован не был