Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 149969-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 149969-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.Н. Плигиным, С.И. Сметанюком, А.П. Ковалем, А.Н. Хайруллиным, А.А. Губкиным.
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" нормы, определяющие порядок оказания иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся в Российской Федерации, медицинской помощи. Законопроектом предложены также изменения установленного срока представления отдельных документов для получения разрешений на работу иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Законопроектом предусматривается дополнение пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" понятием "страховой полис". Кроме того Федеральный закон предложено дополнить новой статьей 12.1 "Медицинское обеспечение иностранных граждан на территории Российской Федерации", которая устанавливает, что оказание иностранному гражданину медицинской помощи осуществляется на основании страхового полиса. При этом новая статья 12.1 не определяет условия предоставления медицинской помощи иностранным гражданам, как постоянно проживающим в Российской Федерации, так и временно проживающим, и не разграничивает основания ее предоставления в рамках обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования.
Следует отметить, что вопросы оказания в Российской Федерации медицинской помощи гражданам, в том числе иностранным гражданам, регулируются Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 года N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", в котором употребляется термин "страховой медицинский полис", а не "страховой полис". При этом соответствующие изменения в Закон Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" не вносятся.
В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. Из текста представленного законопроекта не ясно, кто будет являться страхователем в отношении круга лиц, на которых распространяется действие рассматриваемого законопроекта, кто будет финансировать расходы по оплате медицинской помощи рассматриваемой категории иностранных граждан.
В связи с этим, по мнению Комитета, статья 12.1 проекта федерального закона не обеспечивает решения проблем регулирования отношений по предоставлению медицинских услуг иностранным гражданам на территории Российской Федерации.
Законопроектом предлагается признать утратившим силу пункт 8 статьи 13.1 Закона, который устанавливает, что "если разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдано на срок более девяноста суток, он обязан в течение тридцати суток со дня получения такого разрешения представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". Вместо указанных документов предлагается представлять в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции страховой полис. Страховой медицинский полис является документом, подтверждающим заключение договора по обязательному (добровольному) медицинскому страхованию граждан, а не документом, подтверждающим наличие или отсутствие у гражданина заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Таким образом, страховой медицинский полис и указанные документы выполняют различные функции и не могут заменять друг друга.
Следует также отметить, что Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона N 308942-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации", в котором сохраняются нормы, обязывающие иностранного гражданина представлять в территориальный орган ФМС документы, подтверждающие отсутствие у него заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Указанный законопроект принят Государственной Думой в первом чтении 26.02.2010 г.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 149969-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Председатель Комитета |
О.Г. Борзова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.