Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 641868-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона подготовлен в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2011 г. N СИ-П4-3994 во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2011 г. N 11-П в части приведения в соответствие с Конституцией Российской Федерации порядка выплаты пенсий военнослужащим, уволенным с военной службы.
Действующее правовое регулирование устанавливает, что выплата пенсий бывшим военнослужащим производится по месту их жительства или по месту их пребывания в пределах территории Российской Федерации. При этом основанием для определения и подтверждения указанного места жительства (пребывания) признаются только документы о регистрации, выданные в установленном порядке органами регистрационного учета.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 2 июня 2011 г. N 11-П установил, что положения статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон) в части порядка выплаты пенсий уволенным военнослужащим не соответствуют Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяют получать гарантированную государством пенсию при отсутствии у указанных граждан регистрации, ограничивая тем самым их право на социальное обеспечение.
Как установил Конституционный Суд Российской Федерации, факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может сам по себе служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь способом их учета в пределах Российской Федерации, предусмотренным федеральным законом и носящим уведомительный характер, отражающим только факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Соответственно, невыполнение гражданином Российской Федерации обязанности зарегистрироваться по месту жительства или месту пребывания в пределах Российской Федерации в органах регистрационного учета не может служить основанием ограничения или условием реализации его конституционного права на социальное обеспечение, в том числе в процессе выплаты уже назначенной пенсии.
Проект федерального закона устраняет несоответствие положений действующего пенсионного законодательства Конституции Российской Федерации и позволит военным пенсионерам при смене фактического места жительства более свободно реализовать свои конституционные права на социальное обеспечение.
Необходимо отметить, что в Российской Федерации размеры пенсий зависят в том числе и от места жительства, и недостоверная информация военных пенсионеров о своем местонахождении может повлечь за собой перерасход средств федерального бюджета на выплату пенсий.
В целях предупреждения неправомерных действий военных пенсионеров в связи с предоставляемой им возможностью получения пенсии на основании их заявления с недостоверной информацией законопроектом предусматривается такая же ответственность для военных пенсионеров, как и для пенсионеров, получающих трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Кроме того, законопроектом в порядке законодательной инициативы предусматривается внесение изменений в статьи 45 и 46 Закона, не предусмотренных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, которыми уточняются положения о праве некоторых категорий пенсионеров и членов их семей на повышения пенсий.
Действующим военно-пенсионным законодательством для отдельных категорий пенсионеров предусмотрены повышения пенсий за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца (статья 45 Закона). Круг лиц, имеющих право на данные повышения, является исчерпывающим и не подлежит расширенному толкованию: право на повышение пенсии определяется на основании документов, подтверждающих соответствующий статус получателя.
Указанные повышения носят личностный характер и поэтому в случае смерти военнослужащего (военного пенсионера), относящегося к категории лиц, указанной в статье 45 Закона, право на повышение предоставляется только тем членам семей погибших (умерших) военнослужащих (военных пенсионеров), которые сами относятся к одной из категорий лиц, указанных в статье 45 Закона. Соответственно, пенсионные органы, осуществляющие назначение и выплату пенсий лицам, уволенным с военной и приравненной к ней службы, указанные повышения выплачивают исключительно тем военным пенсионерам и членам их семей, которые сами имеют соответствующий статус на основании имеющихся у них удостоверений.
Вместе с тем в настоящее время отдельными судебными органами выносятся решения, в которых дается расширительное толкование указанной нормы Закона. Согласно этим решениям, члены семей военнослужащих, получающие пенсию по случаю потери кормильца, не имея сами статуса, предусмотренного статьей 45 Закона, автоматически приобретают право на предусмотренное этой статьей повышение пенсии в соответствии с заслугами умершего кормильца. То есть решениями судебных органов членам семей погибших (умерших) военнослужащих (военных пенсионеров) фактически передаются по наследству личные заслуги умершего кормильца с правом на соответствующие повышения пенсий вне зависимости от заслуг самого члена семьи.
Примеры: 1. По логике судебных органов в случае смерти пенсионера, получавшего повышение пенсии по пункту "д" статьи 45 Закона (повышение родившемуся до 31 декабря 1931 г.), данное повышение следует применять и при назначении пенсии по случаю потери кормильца его ребенку, родившемуся, например, в 1970 году;
2. Вдова ветерана боевых действий, не являющаяся ветераном боевых действий, согласно выводам, сделанным судебным органом, после смерти мужа автоматически приобретает право на повышение пенсии, предусмотренное пунктом "г" статьи 45 Закона (повышение для ветеранов боевых действий). При этом Федеральным законом "О ветеранах" ей предоставляется право на меры социальной поддержки, предусмотренные не для ветеранов боевых действий, а для членов их семей.
Установление "по наследству" повышений пенсий членам семей умерших военнослужащих (военных пенсионеров), которые сами не относятся ни к одной из категорий, указанных в статье 45 Закона, противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку ставит их в более привилегированное положение по отношению к другим членам семей, потерявших кормильцев, в том числе и к тем из них, которые сами относятся к поименованным в статье 45 Закона категориям граждан, тем самым создавая социальную напряженность в среде пенсионеров.
Добиваясь установления повышений пенсий "по наследству", члены семей погибших (умерших) военнослужащих (военных пенсионеров) требуют установления им этих повышений с 1 февраля 1993 г., то есть с момента принятия Закона. В 2010 году судебными органами принято более 700 решений на общую сумму 38 млн. 909 тыс. 700 рублей; в I квартале 2011 г. принято 75 решений на общую сумму 1 млн. 888 тыс. 100 рублей.
В целях недопущения нарушений конституционных принципов и нецелевого использования средств федерального бюджета, снижения социальной напряженности и исключения неоднозначного толкования норм действующего военно-пенсионного законодательства проектом федерального закона предусматривается уточнить круг лиц, имеющих право на повышение пенсий в соответствии со статьей 45 Закона.
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" дополнительного финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации не потребует.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" дополнительного финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации не потребует.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
Принятие указанного федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законодательных актов Российской Федерации.
Для реализации законопроекта разработка и принятие нормативных правовых актов не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.