Заключение
Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества
от 26 сентября 2011 г. N 3.30-09/602
по проекту федерального закона N 576687-5 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год"
Досье на проект федерального закона
Комиссия Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества на своём заседании 26 сентября 2011 года рассмотрела Федеральный закон "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 21 сентября 2011 года, и отмечает следующее.
Федеральный закон утверждает отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) за 2010 год.
Федеральный закон соответствует требованиям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30 ноября 2009 года N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 161-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
Федеральный закон утверждает отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год по доходам в сумме 4610,1 млрд. рублей или 99,2% к утвержденным доходам, из них 4248,9 млрд. рублей в части, не связанной с формированием для финансирования накопительной части трудовых пенсий, и по расходам в сумме 4249,2 млрд. рублей или 97,2% к утвержденным расходам, из них 4179,2 млрд. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, с превышением доходов над расходами в сумме 360,9 млрд. рублей, из них 69,7 млрд. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
Сумма межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета, составила 2643,8 млрд. рублей.
Объем межбюджетных трансфертов, полученных из бюджетов субъектов Российской Федерации, составил 4,6 млрд. рублей.
На исполнение публичных нормативных обязательств в 2010 году направлено 4109,7 млрд. руб. (96,7% расходов бюджета Фонда).
В 2010 году общая численность пенсионеров увеличилась на 617 тыс. человек и на 1 января 2011 года составила 39,7 млн. человек.
В 2010 году были проведены следующие мероприятия по улучшению пенсионного обеспечения граждан:
- с 1 января 2010 года в соответствии со статьями 30.1 - 30.3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" осуществлена валоризация (повышение) пенсионных прав граждан, приобретенных до 2002 года, путем индексации на 10% и повышения сверх того на 1% (без ограничения) за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года;
- с 1 апреля 2010 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2010 года N 167 "Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2010 года размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца" проведено дополнительное увеличение трудовых пенсий на 6,3 процента;
- с 1 апреля 2010 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2010 года N 169 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2010 года социальных пенсий" осуществлена индексация на 8,8% социальных пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и других выплат, размер увеличения которых зависит от роста социальных пенсий;
- с 1 июля 2010 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 457 "Об утверждении коэффициента дополнительной индексации с 1 июля 2010 года социальных пенсий" осуществлена дополнительная индексация на 3,41% социальных пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и других выплат, размер которых зависит от роста социальных пенсий;
- с 1 августа 2010 года осуществлен перерасчет страховой части трудовой пенсии на основании поступивших за застрахованное лицо страховых взносов после назначения пенсии или корректировка размеров пенсий на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.
Всего за 2010 год на повышение уровня пенсионного обеспечения было направлено 630,58 млрд. рублей.
Среднегодовой рост трудовых пенсий в 2010 году составил 144,5% к уровню 2009 года. Среднегодовой размер трудовых пенсий по старости превысил 8 тыс. рублей и составил 178,2% прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации.
Средний размер социальной пенсии увеличился за 2010 год на 486 рублей и составил на конец 2010 года 4731 рубль при величине прожиточного минимума пенсионера на 2010 год в сумме 4521 рубль. Материнский (семейный) капитал на 2010 год установлен с ростом на 10% в размере 343378,8 рубля.
Согласно Заключению Счетной палаты Российской Федерации в 2010 году исполнение бюджета Фонда осуществлялось с рядом нарушений и недоработок, в том числе правового характера, в частности:
1. Отсутствие федеральных законов "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" не позволили Фонду в 2010 году осуществлять выплаты накопительной части трудовой пенсии.
Правительством Российской Федерации не внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 652 "Об утверждении Правил инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации". В результате этого Фондом не был принят Порядок размещения средств страховых взносов в депозиты в рублях в российских кредитных организациях, что не позволило Фонду в полной мере обеспечивать размещение средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Фонд.
2. При администрировании страховых взносов, в том числе проведении проверок плательщиков страховых взносов, органы Фонда наделены меньшими полномочиями, чем налоговые органы (органы контроля за уплатой страховых взносов не имеют право: производить выемку документов; приостанавливать операции по счетам плательщика; привлекать для проведения контроля специалистов и экспертов; вызывать лиц в качестве свидетелей и др.).
Нормы Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) не содержат положений, позволяющих органам контроля за уплатой страховых взносов запрашивать у банков информацию о движении средств по счетам плательщиков страховых взносов, что затрудняет применение статьи 47 Закона N 212-ФЗ в части установления обстоятельств и причин неуплаты страховых взносов; не закреплена обязанность банков по исполнению в течение одного операционного дня и без взимания платы поручений плательщиков страховых взносов на перечисление сумм пеней и штрафов, тогда как в части сумм страховых взносов такая обязанность установлена (статья 24).
3. Фондом нарушались требования пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" в части соблюдения сроков передачи в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
4. Фондом в нарушение пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" не осуществлялось временное размещение (не инвестировались) средств страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и дополнительных страховых взносов на общую сумму 136 522 008,1 тыс. рублей.
5. Полученные управляющими компаниями доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений за период 2004-2010 годов, отраженные в специальной части индивидуальных лицевых счетов с применением коэффициентов прироста, оказались значительно ниже уровня инфляции, что не обеспечивает сохранность пенсионных накоплений.
6. В 2010 году заключение Фондом договоров на поставки товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд не всегда соответствовало требованиям нормативных правовых и ведомственных актов, регулирующих указанные вопросы.
В соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Комиссией по вопросам своего ведения проведена антикоррупционная экспертиза Федерального закона, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон согласуется с Конституцией Российской Федерации и системой федерального законодательства.
Комиссия Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества рекомендует Совету Федерации рассмотреть Федеральный закон "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год" и одобрить его.
Первый заместитель |
А.П. Починок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.