Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 14704-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" направлен на повышение эффективности обеспечения защиты детей от преступлений против их половой неприкосновенности и половой свободы.
В соответствии с Конвенцией Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений, принятой Комитетом министров Совета Европы 12 июля 2007 г., государства - участники Конвенции обеспечивают информирование жертв преступлений сексуального характера и их семей о том, что привлеченное к ответственности лицо освобождается временно или окончательно.
Из Рекомендаций Комитета министров Совета Европы от 28 июня 1985 г. N (85) 11 "О положении потерпевших в рамках уголовного права и процесса" (далее - Рекомендации) следует, что задачей и обязанностью государства является обеспечение эффективной защиты всего комплекса прав потерпевших от преступлений.
На основании пункта 6 Рекомендаций потерпевшего необходимо проинформировать об окончательном решении, касающемся преследования, пока он не сообщит, что ему не нужна эта информация.
Сложившаяся криминогенная обстановка в Российской Федерации требует поиска новых мер предупреждения преступлений, в том числе преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, особенно в отношении несовершеннолетних, совершение которых вызывает значительный резонанс в обществе.
В целях защиты прав несовершеннолетних потерпевших и предотвращения повторных преступлений законопроектом предлагается наделить их правом на стадии судебного следствия ходатайствовать о предоставлении информации об освобождении из мест лишения свободы лица, совершившего в отношении их преступления сексуального характера, а равно о выезде такого лица за пределы исправительного учреждения в случаях, установленных статьей 97 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК). В этой связи законопроектом предусматривается соответствующее дополнение статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК), регламентирующей права потерпевшего.
В силу правил части третьей статьи 45 УПК законные представители несовершеннолетнего потерпевшего от преступления сексуального характера будут иметь те же процессуальные права, что и представляемое ими лицо, поэтому будут иметь право наравне с несовершеннолетним потерпевшим заявлять указанное выше ходатайство.
Учитывая, что таким правом потерпевший или его законный представитель будут наделены только на стадии судебного следствия, законопроектом предлагается исключить из общего порядка рассмотрения и разрешения ходатайств, установленного статьями 120 и 121 УПК для всех стадий уголовного судопроизводства, разрешение такого ходатайства и внести изменение в статью 313 УПК, в соответствии с которым данное ходатайство будет разрешаться одновременно с постановлением приговора, а постановление или определение суда по разрешению ходатайства - направляться в исправительное учреждение вместе с приговором.
В связи с вышеуказанными изменениями законопроект предусматривает закрепление в статьях 97 и 173 УИК обязанности администрации исправительного учреждения направлять потерпевшему уведомление в случае освобождения лица или его временного выезда за пределы исправительного учреждения, в личном деле которого имеется постановление или определение о предоставлении потерпевшему такой информации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.