Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
на проект федерального закона N 594831-5 "О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы"
Досье на проект федерального закона
19 мая 2011 года в городе Минске Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан был подписан Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (далее - Договор).
Необходимость ратификации Договора следует из статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", а также из статьи 5 Договора.
В соответствии со статьёй 5 Договора решение о порядке его вступления в силу, присоединения к нему и выхода из него принимается на основании Протокола о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года. В соответствии со статьёй 4 Договора оговорки к нему не допускаются, а при его применении, исходя из положений статьи 3, действуют положения Соглашения Всемирной торговой организации (далее - ВТО), регулирующие создание таможенных союзов.
Депозитарием Договора является Комиссия Таможенного союза.
На основании пункта "г" статьи 84 Конституции Российской Федерации 19 августа 2011 года указанный Договор внесён Президентом Российской Федерации на ратификацию в Государственную Думу.
Договор состоит из преамбулы и 5-и статей, которые представляют собой единую систему правовых норм, что соответствует Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года и Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации".
Согласно пунктам "з" и "к" статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы международных отношений Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации отнесены к ведению Российской Федерации. Таким образом, предмет правового регулирования Договора соответствует сфере федерального ведения.
Объектом Договора является создание благоприятных условий для углубления интеграции Сторон в международную торговую систему и эффективного функционирования Таможенного союза в соответствии с правилами и обязательствами в рамках ВТО.
Цель Договора сформулирована в его статьях. Основным мотивом подписания Договора являлось стремление Сторон к скорейшему присоединению на скоординированных условиях к ВТО при обеспечении унификации и единообразного применения торговых режимов в отношении третьих стран с целью развития торговли и привлечения инвестиций, учитывая необходимость толкования торговых режимов Сторон.
Статья 1 Договора регулирует вопросы согласования договорно-правовой базы Таможенного союза с соглашениями ВТО, которые регламентируют условия присоединения Сторон к Всемирной торговой организации, включая тарифное регулирование, а также гармонизацию ставок импортных пошлин.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Договора Стороны примут меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствие с Соглашением ВТО. До того как эти меры будут приняты, положения Соглашения ВТО имеют приоритет над законодательством Таможенного союза. При этом, исходя из п. 2. ст. 2 Договора, права и обязательства Сторон, вытекающие из Соглашения ВТО, не подлежат отмене или ограничению со стороны Таможенного союза или международных договоров, заключенных Сторонами. При этом международные договора между Сторонами и акты Таможенного союза должны соответствовать Соглашению ВТО.
Исходя из представленного финансово-экономического обоснования к законопроекту, выполнение Российской стороной положений данного Договора не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Ратификация Договора не потребует также признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Форма Договора и его текст соответствуют Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, федеральным конституционным законам, правилам юридической техники. Договор не содержит внутренних противоречий и коррупциогенных факторов.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект о ратификации данного Договора. Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству также поддерживает его ратификацию. Правовое управление Аппарата Государственной Думы принципиальных замечаний по соответствующему законопроекту не имеет.
Исходя из вышеизложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы.
Председатель Комитета |
А.В. Островский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.