Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона. В связи с отсутствием в законопроекте вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, направляется официальный отзыв.
Законопроектом предлагается внести изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в части создания условий для развития крестьянских (фермерских) хозяйств путем обеспечения возможности строительства жилого дома на земельном участке, предоставляемом или приобретаемом для ведения фермерского хозяйства.
В целях приведения понятий, используемых в законопроекте, в соответствие с действующим законодательством, необходимо заменить формулировку "жилые дома крестьянских (фермерских) хозяйств" на "объекты индивидуального жилищного строительства".
Законопроектом предлагается установить возможность отчуждения входящего в состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства жилого дома, расположенного на земельном участке, предоставленном для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, только одновременно с отчуждением имущества этого хозяйства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 257 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество крестьянского (фермерского) хозяйства находится в совместной собственности всех его членов. При этом не учитывается, что члены крестьянского (фермерского) хозяйства могут не являться собственниками индивидуальных жилых домов.
Подпункт "б" пункта 2 статьи 4 законопроекта предусматривает запрет на строительство жилых домов на землях сельскохозяйственного назначения, являющихся сельскохозяйственными угодьями.
Крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности предоставляются в основном сельскохозяйственные угодья.
Таким образом, запрет на осуществление строительства на сельскохозяйственных угодьях практически не даст возможности крестьянскому (фермерскому) хозяйству строить жилой дом на принадлежащем ему земельном участке.
В этой связи необходимо исключить указанный подпункт из законопроекта.
В целях защиты земель сельскохозяйственного назначения от массового жилищного строительства в законопроекте следует предусмотреть ограничения по числу объектов индивидуального жилищного строительства, по предельной площади земельного участка, занимаемой под строительство индивидуального жилого дома, по предельному количеству этажей возводимого жилого дома.
Законопроектом должно быть предусмотрено, что законодательством субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия, при которых допускается возведение объектов индивидуального жилищного строительства на землях сельскохозяйственного назначения, учитывающие состояние земельного рынка в различных субъектах Российской Федерации, особенности ведения сельскохозяйственного производства, традиции и обычаи местного населения.
В целях предотвращения дробления земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и расширения жилищной застройки на землях сельскохозяйственного назначения в законопроекте необходимо предусмотреть положение о том, что на земельные участки, застроенные в соответствии с законопроектом, распространяется действие Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в части установления минимальных размеров земельных участков сельскохозяйственного назначения.
В законопроекте должна быть предусмотрена регистрация по месту жительства членов крестьянского (фермерского) хозяйства в индивидуальных жилых домах с учетом следующих особенностей:
адрес объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке крестьянского (фермерского) хозяйства присваивается в порядке, установленном местной администрацией муниципального района или городского округа;
регистрационной учет граждан, проживающих в объекте индивидуального жилищного строительства (здании, помещении), признанном в установленном законодательством Российской Федерации порядке жилым помещением, осуществляется в ближайшем населенном пункте муниципального образования, в границах которого расположен указанный земельный участок.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает представленный законопроект с учетом указанных замечаний.
Заместитель Председателя |
В. Володин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 26 июля 2011 г. N З709п-П11 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 21184-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вносимый членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Г.А. Горбуновым, М.М. Капурой и В.Н. Плотниковым"
Текст письма официально опубликован не был