Заключение Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со счетной палатой Российской Федерации
от 24 ноября 2011 г. N 3.8-19(183)-1.1
на проект федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Досье на проект федерального закона
Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации рассмотрела принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 ноября 2011 года Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее - Федеральный закон) и отмечает следующее.
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Федеральный закон подготовлен в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Бюджетного послания Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2012-2014 годов" и нормами действующего законодательства.
Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2014 годы и характеризуется следующими показателями:
доходы федерального бюджета в 2012 году составят 11 779,9 млрд. рублей (20,1% ВВП), в 2013 году 12 705,9 млрд. рублей (19,6%ВВП), в 2014 году 14 091,8 млрд. рублей (19,4% ВВП);
расходы федерального бюджета в 2012 году составят 12 658,4 млрд. рублей (21,6% ВВП), в 2013 году 13 730,6 млрд. рублей (21,2%ВВП), в 2014 году 14 582,9 млрд. рублей (20,1%ВВП);
дефицит федерального бюджета в 2012 году составит - 876,6 млрд. рублей (1,5% ВВП), в 2013 году - 1 024,7 млрд. рублей (1,6% ВВП), в 2014 году - 491,1 млрд. рублей (0,7% ВВП).
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета предусмотрено привлечение средств от приватизации от 300,0 млрд. рублей до 475,0 млрд. рублей и увеличение Резервного фонда с 1,66 трлн. рублей в 2012 году до 3,9 трлн. рублей в 2014 году, или в 2,3 раза.
В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета к ВВП с 20,7% в 2011 году до 20,1% в 2012 году с дальнейшим снижением к 2014 году до 19,4% к ВВП.
Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 10,2% к ВВП в 2011 году до 8,4% к ВВП в 2014 году, при этом нефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,5% к ВВП и 2014 году достигают 11% к ВВП.
Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2012-2014 годах обусловлено снижением цены на нефть марки "Юралс" и нефтепродуктов, а также более низкими темпами роста курса доллара США по отношению к рублю и налогооблагаемых объемов добычи нефти по сравнению с темпами роста ВВП.
Увеличение нефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012-2014 годах по отношению к 2011 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.
В 2012-2014 годах планируется рост расходов федерального бюджета, как в номинальном, так и в реальном выражении.
В номинальном выражении в 2012 году предусмотрено увеличить объем расходов федерального бюджета на 1 633,9 млрд. рублей (14,8%), в 2013 году - на 1 074,2 млрд. рублей(8,5%) и в 2014 году на 852,3 млрд. рублей (6,2%).
В реальном выражении общий объем расходов по сравнению с предыдущим периодом увеличится в 2012 году на 8,2% в 2013 году на-2,2%, в 2014 году снизится на 0,7%.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета прогнозируются в 2012 году в сумме 5 574,9 млрд. рублей (9,5% к ВВП). Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в 2012 году прогнозируются в сумме 6 205,0 млрд. рублей (10,6% к ВВП).
В структуре доходов федерального бюджета прогнозируется поступление налоговых доходов в сумме 6 675,9 млрд. рублей (11,4% к ВВП), неналоговых доходов с учетом безвозмездных поступлений - в сумме 5 104,0 млрд. рублей (8,7% к ВВП).
По сравнению с оценкой 2011 года прогнозируемые в 2012 году доходы увеличатся на 711,3 млрд. рублей.
В 2013 году доходы федерального бюджета прогнозируются в объеме 12 705,9 млрд. рублей (19,6% к ВВП).
Нефтегазовые доходы федерального бюджета прогнозируются в 2013 году в сумме 5 645,8 млрд. рублей (8,7% к ВВП). Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в 2013 году прогнозируются в сумме 7 060,1 млрд. рублей (10,9% к ВВП).
В структуре доходов федерального бюджета в 2013 году прогнозируется поступление налоговых доходов в сумме 7 496,3 млрд. рублей (11,6% к ВВП), неналоговых доходов - в сумме 5 209,6 млрд. рублей (8,0% к ВВП), а также безвозмездных поступлений - в сумме 0,7 млрд. рублей (0,001% к ВВП) и целевых отчислений от всероссийских государственных лотерей - в сумме 1,1 млрд. рублей (0,002% к ВВП).
По сравнению с прогнозом доходов федерального бюджета на 2012 год прогнозируемые в 2013 году доходы увеличатся на 926,0млрд. рублей.
В 2014 году доходы федерального бюджета прогнозируются в объеме 14 091,8 млрд. рублей (19,4% к ВВП).
Нефтегазовые доходы федерального бюджета прогнозируются в 2014 году в сумме 6 127,2 млрд. рублей (8,4% к ВВП). Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в 2014 году прогнозируются в сумме 7 964, 6 млрд. рублей (11,0% к ВВП).
В структуре доходов федерального бюджета в 2014 году прогнозируется поступление налоговых доходов в сумме 8 485,0млрд. рублей (11,7% к ВВП), неналоговых доходов - в сумме 5 606,8 млрд. рублей (7,7% к ВВП),
По сравнению с прогнозом доходов федерального бюджета на 2013 год прогнозируемые в 2014 году доходы увеличатся на 1 385,9 млрд. рублей.
В своем заключении на рассматриваемый Федеральный закон Счетная палата Российской Федерации отмечает, что основные риски в достижении прогнозируемых параметров объема, темпов роста и индекса-дефлятора ВВП связаны с сохранением высокой зависимости российской экономики от мировых цен на топливно-энергетические ресурсы, обеспечением прогнозируемого роста инвестиций в основной капитал и усилением влияния возрастающего объема импорта на конкурентоспособность российских товаров.
Следует отметить, что риск для макроэкономической стабильности создает высокая степень изменения курса национальной валюты в планируемом периоде, а также неопределенность тенденций динамики цен на продовольственные товары.
С учетом межбюджетных трансфертов наиболее крупным направлением расходов федерального бюджета является социальная политика.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу "Социальная политика" составят: в 2012 году 3 985 909,5 млн. рублей, в 2013 году 4 155 274,0 млн. рублей и в 2014 году 4 163 578,0 млн. рублей. Увеличится объем расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности - сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации, которые будут опережать расходы на национальную экономику.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу "Национальная оборона" составят: в 2012 году 1 853 344,1 млн. рублей (120,5% к предыдущему году), в 2013 году 2 329 419,1 млн. рублей (125,7%), и в 2014 году 2 737 445,9 млн. рублей (117,5%).
Бюджетные ассигнования федерального бюджета по другим разделам характеризуются следующими показателями:
"Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" составят: в 2012 году 1 821 963,1 млн. рублей, в 2013 году 1 981 225,8 млн. рублей, в 2014 году 2 072 504,7 млн. рублей;
"Жилищно-коммунальное хозяйство": в 2012 году 135 960,0 млн. рублей(58,1%), в 2013 году 104 321,3 млн. рублей (76,7%), в 2014 году 73 840,6 млн. рублей(70,8%);
"Национальная экономика": в 2012 году 1 797 188,0 млн. рублей (100,7%), в 2013 году 1 720 539,6 млн. рублей (95,7%), в 2014 году 1 652 997,3 млн. рублей (96,1%);
"Образование": в 2012 году 603 515 млн. рублей(107,8%), в 2013 году 558 882,4 млн. рублей (92,6%), в 2014 году 499 501,3 млн. рублей(89,4%);
"Здравоохранение": в 2012 году 551,148,7 млн. рублей(109,4%), в 2013 году 503 316,9 (91%), в 2014 году 461 844,3 (91,8%);
"Физическая культура и спорт": в 2012 году 40 847,0 млн. рублей, в 2013 году 40 317,7 млн. рублей, в 2014 году 27 742,1 млн. рублей;
"Обслуживание государственного и муниципального долга": в 2012 году 388 438,4 млн. рублей, в 2013 году 482 258, 2 млн. рублей в 2014 году 579 197,6 млн. рублей;
"Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований": в 2012 году 553 896,1 млн. рублей, в 2013 году 503 044,8 млн. рублей в 2014 году 494 652,7 млн. рублей. Общий объем межбюджетных трансфертов, представляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, в 2012 году по сравнению с предыдущим годом снижается на 10,8%, 2013-2014 годах на 14,6% и на 6,2% соответственно.
Федеральным законом предусматривается сокращение объемов бюджетных кредитов из федерального бюджета, представляемых субъектам Российской Федерации, с 128,6 млрд. рублей в 2011 году до 20,0 млрд. рублей к 2014 году, или более чем в 6,4 раза.
Источники финансирования дефицита федерального бюджета составляют в 2012 году 876 588,8 млн. рублей, в 2013 году - 1 0244 745,3 млн. рублей, в 2014 году - 491 118,9 млн. рублей, в том числе:
источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета составляют в 2012 году 899 442,4 млн. рублей, в 2013 году - 950 801,4 млн. рублей, в 2014 году - 418 698,9 млн. рублей;
источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета составляют в 2012 году - (-)22 853,6 млн. рублей, в 2013 году - 73 943,9 млн. рублей, в 2014 году - 72 420,2 млн. рублей.
Комиссия согласна с выводами Счетной палаты Российской Федерации, что главным достоинством Федерального закона являются исполнение установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, выделение бюджетных ресурсов на модернизацию и технологическое развитие экономики, и реализацию инновационных проектов.
Рассматриваемый Федеральный закон соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации, Бюджетному посланию Президента Российской Федерации и действующему российскому законодательству.
На основании вышеизложенного, Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
Председатель Комиссии |
С.П. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.