Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике и предпринимательству
по проекту федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на период до 2014 года"
Досье на проект федерального закона
На основании анализа проекта федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на период до 2014 года", документов, представленных Правительством Российской Федерации, заключений Счетной палаты Российской Федерации и научных организаций, Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству (далее по тексту - Комитет) отмечает следующее:
I. Оценка основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2012 году и на плановый период 2013 и 2014 годов
В основу бюджетной и налоговой политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2012-2014 годах" (далее также Бюджетное послание) и Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации на период до 2012 года.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации основными целями бюджетной и налоговой политики в 2011-2013 годах являются:
1) интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны, в том числе и прежде всего - путем полномасштабного внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;
2) создание в рамках переходного периода предпосылок для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета;
3) создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
4) улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;
5) повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;
6) эффективная децентрализация полномочий публично-правовых образований.
По оценке Правительства Российской Федерации бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, сокращения дефицита, снижения зависимости от конъюнктурных доходов, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни, укрепления обороноспособности и безопасности, повышения эффективности и прозрачности государственного управления в условиях снижения зависимости от конъюнктурных доходов и сокращения дефицита.
Комитет считает, что бюджетная политика на 2012-2014 годы в целом соответствует долгосрочным целям социально-экономического развития Российской Федерации, отвечает основным положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах.
В то же время Правительством Российской Федерации должно быть уделено особое внимание повышению качества бюджетных проектировок. По мнению Комитета, частая корректировка показателей федерального бюджета снижает положительный эффект перехода к среднесрочному и долгосрочному финансовому планированию.
II. Оценка основных показателей проекта федерального бюджета на 2012 год и на период до 2014 года
Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2014 гг.
При построении проекта бюджета на ближайшие три года использован умеренно-оптимистический сценарий развития мировой и российской экономики.
Комитет отмечает, что Правительство Российской Федерации отказалось от бюджетного планирования, основанного на консервативном подходе, как это имело место в предшествующие годы. Таким образом, можно говорить о том, что впервые после кризиса 2008-2009 годов проект бюджета не подразумевает получения большого объема дополнительных бюджетных доходов в 2012 году. Напротив, возникает определенная напряженность с наполнением доходной части бюджета.
В связи с этим нестабильность, отмечающаяся на мировых финансовых рынках, позволяет высказывать определенные опасения в отношении достижимости доходов федерального бюджета и намеченных ресурсов финансирования бюджетного дефицита. Например, при текущей структуре доходов бюджета снижение цен на нефть приведет, при прочих равных условиях, к сокращению доходов бюджета в 2012-2014 годах и увеличению бюджетного дефицита.
В 2012-2014 годах сохранится тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами. Для решения задачи по сокращению дефицита федерального бюджета при формировании основных характеристик федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов Правительством Российской Федерации предлагается, в основном, исходить из сохранения сложившегося уровня расходов федерального бюджета в процентах к ВВП (без учета компенсации бюджетам государственных внебюджетных фондов доходов, выпадающих в результате снижения ставки страховых взносов) и его снижения в 2014 году.
Объем государственных заимствований в абсолютном значении увеличится в 2012 году на 25% в сравнении с 2011 годом (1346,3 млрд. руб.) и снизится к 2014 году до 1246,4 млрд. руб. При этом, объем государственных внешних заимствований Российской Федерации в иностранной валюте последовательно сокращается в течение 2012-2014 годов примерно на 100 млн. дол. США ежегодно. При этом, одной из отличительных особенностей федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов является высокий уровень запланированных внутренних заимствований при относительно умеренном дефиците бюджета. Начиная с 2011 года объемы чистого привлечения на внутреннем рынке ценных бумаг устойчиво превосходят величину бюджетного дефицита (2,3% ВВП в 2011 году до 0,8% ВВП в 2014 году)
Таблица 1
Основные параметры федерального бюджета на 2012 - 2014 годы
млрд. рублей
Показатель |
2011 год (оценка) |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Доходы |
11 068,6 |
11 779,9 |
12 705,9 |
14 091,8 |
%% к ВВП |
20,7 |
20,1 |
19,6 |
19,4 |
Расходы (без учета компенсации выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ) |
11 098,5 |
12 385,9 |
13 413,2 |
14 582,9 |
%% к ВВП |
20,8 |
21,1 |
20,7 |
20,1 |
Компенсация выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов в связи со снижением тарифов страховых взносов |
- |
270,5 |
317,4 |
- |
Расходы (с учетом компенсации выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ) |
11 098,5 |
12 656,4 |
13 730,6 |
14 582,9 |
%% к ВВП |
20,8 |
21,6 |
21,2 |
20,1 |
Дефицит |
-29,9 |
-876,5 |
-1 024,7 |
-491,1 |
%% к ВВП |
-0,1 |
-1,5 |
-1,6 |
-0,7 |
Комитет считает, что низкий уровень государственного долга позволяет проводить такую политику, не опасаясь за сохранение долговой устойчивости Российской Федерации, несмотря на серьезное бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный сектор. В то же время необходимо учесть негативные уроки неконтролируемого привлечения внешних заимствований российскими корпорациями и банками в предкризисный период. Увеличение этой долговой нагрузки стало одной из причин финансово-экономического кризиса в России и огромных затрат на антикризисную государственную поддержку системообразующих корпораций и банков в целях своевременного погашения их долгов.
В качестве одного из неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета в 2012-2014 годах можно рассматривать средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (300 млрд. рублей в 2012 году, 380 млрд. рублей в 2013 году и 475 млрд. рублей в 2014 году). По мнению Комитета, в целях уменьшения дефицита федерального бюджета необходимо увеличить доходы от приватизации государственного имущества путем продажи принадлежащих государству пакетов акций в уставных капиталах хозяйствующих субъектов.
В 2012-2014 годах планируется перейти к восстановлению использованных в период кризиса средств Резервного фонда и его пополнению за счет дополнительных нефтегазовых доходов. Средства Фонда национального благосостояния в 2012-2014 годах планируется использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан.
II.1. Доходы федерального бюджета
Доходная база федерального бюджета на 2012-2014 годы определена с учетом предполагаемого изменения налогового законодательства: индексации ставок акцизов по подакцизным товарам; индексации ставок налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения; зачислением в доходы федерального бюджета государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств; снижением предельного коэффициента при расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть с 65% до 60%; установлением ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, в размере 66% от ставок пошлин на нефть и др. Следовательно планируется повышение налоговой нагрузки на виды деятельности, традиционно формирующие значительную часть доходов бюджета - добычу нефти, газа и прочих видов сырья, металлургию, а также существенный рост акцизного обложения.
В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета в процентах к ВВП (с 20,7% в 2011 году до 20,1% в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 19,4% к ВВП). Такая динамика обусловлена снижением объема нефтегазовых доходов федерального бюджета с 10,2% к ВВП в 2011 году до 8,4% к ВВП в 2014 году. Тем самым, по-прежнему сохраняется высокая зависимость бюджета от нефтегазовых поступлений. Ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,5% к ВВП и в 2014 году достигают 11,0% к ВВП (таблица 2).
Основными источниками доходов федерального бюджета на ближайшие три года по-прежнему остаются налоговые доходы и таможенные платежи, составляющие более 86% всех доходов федерального бюджета.
Таблица 2
Основные параметры доходов федерального бюджета
млрд. руб.
Показатель |
2011 Год |
проект |
||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||
1 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Доходы, всего |
11 068,6 |
11 779,9 |
12 705,9 |
14 091,8 |
в %% к ВВП |
20,7 |
20,1 |
19,6 |
19,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы |
5 462,0 |
5 574,9 |
5 645,8 |
6 127,2 |
Ненефтегазовые доходы |
5 606,6 |
6 205,0 |
7 060,1 |
7 964,6 |
Темпы прироста доходов к предыдущему году, % |
33,3 |
6,4 |
7,9 |
10,9 |
в том числе: |
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы |
42,6 |
2,1 |
1,3 |
8,5 |
Ненефтегазовые доходы |
25,3 |
10,7 |
13,8 |
12,8 |
Доля в общем объеме доходов, % |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы |
49,3 |
47,3 |
44,4 |
43,5 |
Ненефтегазовые доходы |
50,7 |
52,7 |
55,6 |
56,5 |
По мнению Комитета, существуют еще резервы повышения доходов бюджета в 2012-2014 годах. Так, повышение доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации возможно путем увеличения налогооблагаемой базы за счет декриминализации хозяйственной деятельности и легализации теневой составляющей хозяйственного оборота, улучшения администрирования налогов, борьбы с коррупцией, улучшения качества таможенного и налогового администрирования, активизации работ по сокращению задолженности по налогам и сборам, повышения эффективности использования госсобственности, развития глубокой переработки леса, наведения порядка в землепользовании и др. В частности, "теневой" сектор экономики достигает по различным оценкам уровня не менее 25% ВВП, а доля контрабанды во внешнеторговом обороте Российской Федерации оценивается экспертами на уровне не менее 30%.
По мнению Комитета, введение единой (на объем спирта) ставки акциза для этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей продукции и пива, эффективная реализация принятых законодательных мер в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, направленных на ликвидацию нелегального алкогольного рынка (оцениваемого Счетной палатой Российской Федерации на уровне до 50% в общем объеме алкогольного рынка), может обеспечить дополнительное поступление акцизов и иных налогов в консолидированный бюджет в размере не менее 100 млрд. рублей. Комитет считает, что создание различной сравнительной ценовой привлекательности алкоголя в той или иной алкогольной продукции, в том числе путём установления меньших темпов роста акциза для пива, чем для иной алкогольной продукции, экономически и социально нецелесообразно.
По экспертным оценкам, вклад от туриндустрии в ВВП при эффективной реализации принимаемых мер, в том числе по развитию особых экономических зон туристско-рекреационного типа, может возрасти с 2-3% до 10% и соответственно доходы отрасли туризма возрастут с 160 млрд руб. до 500-600 млрд руб., что может обеспечить поступление дополнительных доходов консолидированного бюджета не менее 70 млрд.руб.
II.2. Расходы федерального бюджета
В рамках подготовки перехода к "программному бюджету" с 2012 года планируется ввести новую классификацию видов расходов федерального бюджета, обеспечивающую, при сохранении всей необходимой бюджетной информации, ее систематизацию в увязке с формируемыми государственными и ведомственными программами.
Структура расходов федерального бюджета в 2012-2014 годы по разделам классификации расходов бюджетов характеризуется следующими данными (см. таблицу 3).
Несмотря на планируемое сокращение доходов Правительство Российской Федерации не планирует сократить расходы федерального бюджета в 2012-2013 годах до уровня, прогнозируемого по результатам исполнения бюджета в 2011 году (20,8% ВВП). Напротив, расходы бюджета вырастут на 0,8 п.п. в 2012 году и на 0,4 п.п. в 2013 году по сравнению с прогнозируемым объемом в 2011 году и только в 2014 году объем расходов федерального бюджета сократиться на 0,7 п.п. по сравнению с прогнозируемым объемом расходов в 2011 году.
Комитет отмечает, поскольку потенциал по сокращению расходов и росту доходов ограничен, то задача повышения эффективности бюджетных расходов остается особенно актуальной на ближайшие три года.
Таблица 3
Структура расходов федерального бюджета
млрд. руб.
|
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
ВСЕГО |
11 027,1 |
12 656,4 |
13 730,6 |
14 582,9 |
Условно утвержденные |
|
|
343,3 |
833,6 |
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) в том числе: |
11 027,1 |
12 656,5 |
13 387,4 |
13 749,4 |
Общегосударственные вопросы |
844,6 |
832,9 |
831,0 |
814,2 |
Национальная оборона |
1 537,4 |
1 853,3 |
2 329,4 |
2 737,4 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 242,1 |
1 822,0 |
1 981,3 |
2 072,5 |
Национальная экономика |
1 784,9 |
1 797,2 |
1 720,5 |
1 653,0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
234,1 |
136,0 |
104,3 |
73,8 |
Охрана окружающей среды |
17,6 |
21,7 |
22,6 |
23,6 |
Образование |
560,0 |
603,5 |
558,9 |
499,5 |
Культура, кинематография |
88,0 |
86,2 |
84,6 |
82,7 |
Здравоохранение |
503,7 |
551,1 |
503,3 |
461,8 |
Социальная политика |
3 135,3 |
3 895,9 |
4 155,3 |
4 163,6 |
Физическая культура и спорт |
44,0 |
40,8 |
40,3 |
27,7 |
Средства массовой информации |
61,3 |
73,5 |
70,6 |
65,5 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
350,7 |
388,4 |
482,3 |
579,2 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований |
623,4 |
553,9 |
503,0 |
494,7 |
Наиболее крупным направлением расходов федерального бюджета является раздел "Социальная политика", а также разделы "Национальная оборона", "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" и "Национальная экономика".
В 2012-2014 годах значительно увеличится объем расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности - сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации. Необходимо отметить, что в увеличении ассигнований на оборону и безопасность есть объективная потребность, поскольку в настоящее время идёт и моральное, и физическое устаревание парка вооружений.
Ожидается существенный рост расходов на обслуживание долга - с 350,7 млрд. рублей в 2011 году до 579,2 млрд. рублей в 2014 году. Это станет следствием покрытия дефицита бюджета за счет внутренних и внешних заимствований с помощью достаточно высокодоходных и краткосрочных ценных бумаг. В результате расходы на обслуживание и погашение государственного долга станут существенной нагрузкой на федеральный бюджет со стороны выплат по государственному долгу.
Расходы в области социальной политики планируются со значительным ростом в 2012 и 2013 годах, в основном, за счет мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Сохранение социальной ориентации бюджетных расходов, прежде всего, направленных на покрытие дефицита пенсионного фонда можно отнести к достоинствам законопроекта.
В то же время падают даже в номинальном выражении все вложения в человеческий капитал: здравоохранение, спорт, образование (а также межбюджетные трансферты, из которых эти статьи финансируются региональными бюджетами). В то же время вложения в человеческий капитал дают самый долгосрочный макроэкономический эффект.
Комитет считает, что в условиях возможного снижения доходов чрезвычайно важным становится выстраивание системы приоритетов расходования бюджетных средств. По мнению Комитета, предложенную в проекте федерального бюджета систему приоритетов нельзя назвать оптимальной в условиях посткризисного состояния отечественной экономики. Проект федерального бюджета свидетельствует о том, что выбран путь приоритетного финансирования обороны, безопасности и правоохранительной деятельности, а также социальной сферы.
С одной стороны, приоритетное финансирование социальной сферы можно только приветствовать. Сохранение социальных обязательств повышает уверенность населения в завтрашнем дне, в некоторой степени стимулирует потребительский спрос. К числу безусловных достоинств проекта федерального бюджета следует отнести значительный рост ассигнований на пенсионное обеспечение российских граждан. Общий объем трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации составит в 2012 году 2 893,2 млрд. рублей, в 2013 году - 3 145,7 млрд. рублей, в 2014 году - 3 121,7 млрд. рублей. Повышение доходов малообеспеченных слоёв населения позволит им легче перенести рост тарифов ЖКХ и обеспечит спрос на продовольствие и другие сравнительно недорогие потребительские товары российского производства. Таким образом, повышение пенсий станет важным фактором роста сельского хозяйства и промышленности России. Однако с точки зрения среднесрочных и долгосрочных приоритетов развития, политика приоритетного финансирования социальной сферы за счет сокращения инвестиций может иметь и ряд негативных последствий.
В 2012 году и среднесрочной перспективе приоритетами бюджетной политики по-прежнему остаются ключевые отрасли гражданской промышленности - авиастроение и судостроение. Помимо осуществления расходов текущего характера в развитие данных отраслей продолжается финансирование федеральных целевых программ, таких как "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 годы, "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года". Будут также продолжены меры поддержки автомобильной промышленности. Предусмотрены субсидии предприятиям различных отраслей гражданской промышленности, которые предоставляются в основном для осуществления мероприятий по техническому перевооружению, продвижению продукции на рынок и повышению ее конкурентоспособности.
Выделение указанных средств поддерживается Комитетом. В то же время опасение вызывает уменьшение общей суммы расходов, направленных на развитие экономики.
В целом расходы инновационного характера на период 2011-2014 годов, включая инвестиции в высокотехнологичные отрасли и научную базу, а также научные фонды, могут составить от 1% ВВП до 1,2% ВВП в умеренно-оптимистичном варианте и от 0,9% ВВП до 1% ВВП в консервативном варианте прогноза. Столь низкие показатели, видимо, не позволят возмещать выбывающие, морально и физически устаревший основной капитал бюджетных научно-исследовательских учреждений. Соответственно, не приходится ожидать, что при таком финансировании НИР на федеральном уровне можно будет создать задел для научно-технологического рывка в течение 5-10 лет после окончания прогнозного периода.
В настоящий момент существует несколько каналов государственной инвестиционной политики: прямые бюджетные инвестиции, государственные гарантии, средства институтов развития. Сокращение бюджетных расходов инвестиционного характера должно компенсироваться за счет использования других механизмов. В частности, проект бюджета исходит из увеличения расходных обязательств на базе госгарантий, которые являются одним из немногих механизмов поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса, ЖКХ и др.
В последнее время государственные гарантии играют все возрастающую роль в государственной экономической политике. Анализ показывает, что в структуре внутреннего госдолга в 2012-2014 годах доля государственных гарантий будет составлять в 2012 году 21,4%, в 2013 году - 21,4% и в 2014 году - 20,6%. В 2012-2014 годах увеличится доля государственных гарантий в иностранной валюте в общем объеме внешнего долга, тогда как доля государственных ценных бумаг несколько снизится. Комитет положительно оценивает расширение применения государственных гарантий как эффективного механизма государственной экономической политики. В то же время Комитет отмечает, что быстрый рост государственных гарантий требует повышения качества отбора компаний, которым такие гарантии предоставляются.
Реализация федеральных целевых программ (ФЦП) и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) в среднесрочной перспективе будет осуществляться исходя из приоритетов экономического развития и с учетом бюджетных ограничений. Объем ассигнований на эти цели в 2012 году возрастет до 1557,9 млрд. руб., в 2013-2014 годах сократится (в 2013 году - 1499,7 млрд. руб., в 2014 году - 1402,6 млрд. руб.) в связи с завершением ряда программ. В 2012 году планируется реализация 57 действующих федеральных целевых программ, в 2013 году - 49, в 2014 году - 40.
Комитет считает, что Правительству Российской Федерации необходимо уделить особое внимание проблеме обеспечения исполнения в полном объеме предусмотренных федеральным бюджетом обязательств инвестиционного характера, а также равномерности их исполнения в течение финансового года, т.к. предпринимаемые усилия по формированию федерального бюджета нередко дезавуируются последующей низкой эффективностью расходования бюджетных средств.
Бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Российской Федерации в 2012 году составят 65 495,5 млн. рублей, в 2013 году - 27 382,4 млн. рублей, в 2014 году - 370,9 млн. рублей. Указанные средства позволят завершить инвестиционные проекты, реализуемые на принципах государственно-частного партнерства и направленные на социально-экономическое развитие Российской Федерации в части создания и (или) развития инфраструктуры, имеющей общегосударственное значение.
Выделение указанных средств поддерживается Комитетом. В то же время, Комитет отмечает, что принятие значительных обязательств по финансированию мероприятий, реализуемых по каналам Инвестиционного фонда Российской Федерации и других институтов развития, должно осуществляться при условии проведения анализа долгосрочных финансовых последствий их влияния на расходы федерального бюджета с целью исключения возможности проявления в ходе реализации этих проектов и программ неучтенных дополнительных расходов. Поэтому при планировании новых расходных обязательств необходимо обеспечить максимально полный учет и, соответственно, отражение в бюджете всех возможных финансовых последствий от реализации отдельных мероприятий в рамках этих проектов.
В соответствии с проектом бюджета, в ближайшие три года предусматривается дальнейшая консолидация доходов и расходов бюджетной системы в федеральном бюджете. С 2012 года на федеральный уровень передаются полномочия по финансированию полиции, а на региональный -передается с федерального уровня доля расходов на среднее специальное образование, содействие занятости населению и расходы по дезинфекции. Для частичной компенсации роста расходных обязательств в федеральный бюджет будет направлено 60% акцизов на алкоголь.
Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации без учета трансфертов из федерального бюджета составит в 2012 году 35,2%, в 2013 году - 35,7%, в 2014 году - 35,6%. Это подрывает инициативу регионов и муниципалитетов к самостоятельному расширению собственной доходной базы, к повышению ответственности за свое финансово-бюджетное благополучие и, в конечном счете, ведет к вертикальной несбалансированности бюджетной системы страны, которая устраняется лишь с помощью межбюджетного перераспределения средств.
В настоящее время реальный баланс между доходами и расходами в территориальных бюджетах обеспечивается не за счет роста налоговых доходов, адекватных росту расходов, в том числе передаваемых с федерального уровня, а в основном за счет оказания финансовой помощи, выделяемой из федерального бюджета. В то же время в проекте бюджета сокращаются межбюджетные трансферты общего характера. В 2012 году эти трансферты сокращаются (в номинальном выражении) по сравнению с нынешним годом на 7%, в 2013 году еще на 10,8%, в 2014 году на 4,3%. В результате, за 2012-2014 годы эти трансферты сокращаются по сравнению с 2011 годом более чем на 20% в номинальном выражении. Между тем, эти трансферты для регионов являются источниками финансирования начального и среднего образования и здравоохранения.
По мнению Комитета, баланса между доходами и расходами бюджета необходимо добиваться прежде всего путем построения оптимальной системы распределения налоговых доходов между разными уровнями власти. В связи с этим Комитет считает необходимым провести тщательную ревизию разграничения полномочий между федеральным центром и регионами, с тем, чтобы ряд полномочий целиком закрепить за регионами, а часть полномочий вернуть на уровень Федерации. Следует отметить, что в последнее время пересмотр разграничения полномочий между уровнями бюджетной системы происходит практически ежегодно, что снижает предсказуемость основных параметров бюджетной системы для региональных и местных властей и негативно сказывается на качестве управления государственными и муниципальными финансами.
III. Выводы и предложения
Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству считает необходимым рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1. Принять дополнительные меры, направленные на повышение доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе за счет: системы мер и мероприятий по минимизации теневого сектора экономики; эффективной реализации принятых законодательных мер в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, направленных на ликвидацию нелегального алкогольного рынка; улучшения качества таможенного и налогового администрирования; активизации работ по сокращению задолженности по налогам и сборам; повышению эффективности использования госсобственности; наведения порядка в землепользовании.
2. В целях ускорения структурной перестройки и модернизации экономики на основе нового технологического уклада, стимулирования инвестиций и инвестиционной активности при подготовке проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на период до 2014 года" ко второму чтению изыскать возможность увеличения финансирования мероприятий, направленных на:
- развитие индустрии нанотехнологий и создание элементной базы;
- поддержку реального сектора экономики;
- поддержку развития малого и среднего предпринимательства.
3. В целях уменьшения дефицита федерального бюджета увеличить доходы от приватизации государственного имущества путем продажи принадлежащих государству пакетов акций в уставных капиталах хозяйствующих субъектов.
4. Принять дополнительные меры по повышению эффективности и прозрачности расходования бюджетных средств. Обеспечить исполнение в полном объеме предусмотренных федеральным бюджетом обязательств инвестиционного характера, а также равномерность их исполнения в течение финансового года. Рассматривать бюджетные расходы, осуществляемые непосредственно на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в качестве капитальных вложений государства.
5. В целях снижения налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства рассмотреть вопрос о снижении тарифов страховых взносов для субъектов малого предпринимательства до 20%.
6. Увеличить размер государственных гарантий Российской Федерации, предоставляемых по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление инвестиционных проектов.
7. При формировании перечня строек Федеральной адресной инвестиционной программы предусматривать первоочередное выделение средств на завершение строительства и реконструкции ранее начатых объектов социально-культурного назначения и жилищно-коммунального хозяйства.
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на период до 2014 года" с учетом высказанных выше замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
Е.А. Федоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.