Заключение Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 542814-5 "О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации" (в части установления нового вида использования лесов), внесенный Законодательным Собранием Пермского края
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 542814-5 "О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Законодательным Собранием Пермского края (далее - автор), и отмечает следующее.
Как следует из пояснительной записки, законопроект разработан с целью совершенствования лесопользования, в частности, с целью устранения возникшего дефицита доступных и качественных лесных ресурсов в зоне деятельности крупных лесоперерабатывающих предприятий. Автором предлагается создание на арендованных лесных участках целевых хозяйств, целью формирования которых является выращивание заданных сортиментов пород деревьев с определенным оборотом рубки.
Комитет не может согласиться с данным предложением по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 1 законопроекта формирование целевых хозяйств является одним из видов использования лесов. Между тем, каждому из перечисленных в статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) видов использования лесов посвящены отдельные статьи в Лесном кодексе, определяющие, что представляют собой указанные виды использования лесов, кем и в каком порядке они осуществляются (статьи 29-48 Лесного кодекса).
В то же время, законопроект не раскрывает понятие "целевое хозяйство", которое не предусматривается в федеральном законодательстве, не определяет цели его создания, а также не устанавливает правовые основы формирования и использования целевого хозяйства. В частности, не ясно должен ли указанный вид использования лесов осуществляться с предоставлением или без предоставления лесных участков, на кого будут возложены обязанности по их финансовому обеспечению.
Таким образом, законопроект не отвечает требованиям определенности, ясности и недвусмысленности, предъявляемым к правовым нормам.
По мнению автора законопроекта, целью создания целевых хозяйств является выращивание заданных сортиментов пород деревьев с определенным оборотом рубки. Между тем, достижение указанной цели возможно посредством создания и эксплуатации лесных плантаций.
В соответствии со статьей 42 Лесного кодекса, создание лесных плантаций и их эксплуатация представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с выращиванием лесных насаждений определенных пород (целевых пород). К лесным насаждениям определенных пород (целевых пород) относятся лесные насаждения искусственного происхождения, за счет которых обеспечивается получение древесины с заданными характеристиками.
Одновременно Комитет отмечает, что затронутые в законопроекте вопросы заготовки древесины, в том числе возрасты рубок и порядок исчисления расчетной лесосеки, на основании статьи 29 Лесного кодекса устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Приказ Минприроды России от 16.07.2007 N 184 "Об утверждении Правил заготовки древесины", Приказ Рослесхоза от 19.02.2008 N 37 "Об установлении возрастов рубок", Приказ Рослесхоза от 27.05.2011 N 191 "Об утверждении Порядка исчисления расчетной лесосеки").
В этой связи решение указанных вопросов возможно путем внесения изменений в подзаконные акты.
Учитывая изложенное, Комитет не поддерживает принятие проекта федерального закона N 542814-5 "О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации", внесенного Законодательным Собранием Пермского края, и рекомендует Государственной Думе Российской Федерации отклонить его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.