Заключение Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками
на проект федерального закона N 614244-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Союзного государства"
Досье на проект федерального закона
5 октября 2010 года в городе Минске было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Союзного государства (далее - Соглашение).
Необходимость ратификации Соглашения следует из статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку Соглашение устанавливает иные правила, чем предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16, Соглашение заключено на неопределенный срок, временно применяется с даты его подписания и вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами всех необходимых внутригосударственных процедур.
На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации 14 октября 2011 года указанное Соглашение внесено Правительством Российской Федерации на ратификацию в Государственную Думу.
Белоруссия уведомила Россию о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу, 14 июля 2011 года.
Соглашение состоит из преамбулы и 16 статей, которые представляют собой единую систему правовых норм, что соответствует Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года и Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации".
Согласно пунктам "з" и "к" статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы международных отношений Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации отнесены к ведению Российской Федерации. Таким образом, предмет правового регулирования Соглашения соответствует сфере федерального ведения.
Объектом Соглашения, подписанного в развитие положений Соглашения о единых условиях транзита через территории государств - участников Таможенного союза от 22 января 1998 года и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества от 23 марта 2007 года, является определение единых подходов к осуществлению транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Союзного государства за пересекающими ее транспортными средствами (автомобилями).
Целью Соглашения является упрощение перемещения товаров и транспортных средств на территории Союзного государства, а также координация органов транспортного (автомобильного) контроля Сторон при осуществлении международных автомобильных перевозок как по территории России, так и по территории Белоруссии. Реализация Соглашения позволит создать условия для переноса транспортного (автомобильного) контроля с российско-белорусской границы на внешнюю границу Союзного государства, что в полной мере отвечает Решению Комиссии Таможенного союза от 14 марта 2011 года N 589 о проведении согласованных действий при осуществлении такого переноса.
В статье 1 Соглашения вводятся понятия, не закрепленные в российском законодательстве: "внешняя граница Союзного государства", "внутренняя граница", "весовые и габаритные параметры транспортного средства". Кроме того вводимые этой статьей термины "транспортный (автомобильный) контроль", "перевозчик" и "транспортное средство" трактуются иначе, чем нормативно-правовыми актами Российской Федерации. В частности, к транспортным средствам при перевозке грузов относится, в том числе, шасси, поскольку в соответствии с законодательством Белоруссии, определение шасси включает также автомобиль, не оснащенный кузовом и навесным оборудованием.
В соответствии со статьей 3, транспортные средства, следующие в государство одной Стороны через территорию государства другой Стороны, подлежат транспортному (автомобильному) контролю в контрольных пунктах, расположенных на внешней границе Союзного государства. Проверки транспортных средств и транспортных документов, а также соответствующее оформление результатов таких проверок производится в соответствии с законодательством государства Стороны, территорию которого транспортные средства пересекают на внешней границе Союзного государства.
Непосредственно процедура транспортного контроля определяется статьями 4 - 6 Соглашения. При этом российский орган транспортного (автомобильного) контроля в контрольных пунктах помимо действий по транспортному контролю, предусмотренных российским законодательством, осуществляет проверку документов и выполняет отдельные контрольные действия, предусмотренные белорусским законодательством.
Исходя из положений статьи 7 Соглашения, Стороны на основе взаимности предпринимают меры по гармонизации своего законодательства, методов и технологий осуществления транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Союзного государства.
В соответствии со статьей 8, в случае установления в ходе контрольных действий несоответствия параметров (характеристик) транспортного средства разрешениям, выданным компетентными органами государств Сторон, орган транспортного (автомобильного) контроля одной Стороны имеет право оперативно запрашивать подтверждение действительности разрешений от органа транспортного (автомобильного) контроля другой Стороны.
Особенности информационного обмена между органами транспортного (автомобильного) контроля описываются в статьях 9 и 10 Соглашения. В частности, предполагается создание базы данных о транзитных транспортных средствах. Вместе с тем обмен информацией, полученной в результате проведения контрольных мероприятий, должен осуществляться в электронном виде.
В соответствии со статьей 12, в целях реализации Соглашения создается Совместная комиссия по транспортному контролю.
Исходя из представленного финансово-экономического обоснования к законопроекту, выполнение Российской стороной положений данного Соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Ратификация Соглашения не потребует также признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Форма Соглашения и его текст соответствуют Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, федеральным конституционным законам, правилам юридической техники. Соглашение не содержит внутренних противоречий и коррупциогенных факторов.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", внесение Соглашения в Государственную Думу было осуществлено с нарушением шестимесячного срока его временного применения.
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции и Комитет Совета Федерации по международным делам также поддерживают его ратификацию. Правовое управление Аппарата Государственной Думы принципиальных замечаний по соответствующему законопроекту не имеет.
Исходя из вышеизложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Союзного государства.
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.