Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 167036-5 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в целях усиления гарантий прав детей на получение алиментов" - внесенному депутатами Государственной Думы Н.В. Герасимовой, Е.Б. Мизулиной, А.В. Кузьминой, А.В. Беляковым, О.Л. Михеевым, М.А. Мукабеновой, а также Е.А. Вторыгиной, Н.А. Останиной, Н.Н. Карпович, Е.Н. Лапшиной в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 167036-5 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в целях усиления гарантий прав детей на получение алиментов" (доработанный авторами в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы (в наименование и текст законопроекта внесены изменения).
1. Законопроектом предлагается внести следующие изменения:
1) статью 81 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) дополнить пунктом 3, устанавливающим минимальный размер алиментов, взыскиваемых на содержание несовершеннолетних детей в судебном порядке;
2) дополнить пункт 2 статьи 83 СК РФ положением, касающимся применения минимального размера уплаты алиментов при взыскании алиментов в твердой денежной сумме;
3) пункт 2 статьи 2 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" дополнить абзацем пятым, определяющим, что прожиточный минимум также предназначается для обоснования устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации минимального размера алиментов.
2. Рассмотрев указанный законопроект, Комитет отмечает следующее.
2.1. Проект федерального закона предусматривает установление минимального размера алиментов, взыскиваемых на содержание несовершеннолетних детей в судебном порядке (в том числе в твердой денежной сумме), в долевом отношении (аналогичном установленному в статье 81 СК РФ) к прожиточному минимуму, установленному в соответствующем субъекте Российской Федерации.
2.2. В настоящее время суды взыскивают алименты, исходя из размера заработной платы или иного дохода родителей, и далеко не все несовершеннолетние дети, по закону имеющие право на получение содержания от своих родителей, могут реализовать это право в действительности. Препятствиями к тому нередко являются:
занижение официальных данных о размерах фактически получаемой работником заработной платы,
укрывательство доходов и имущества.
2.3. При взыскании алиментов в твердой денежной сумме, согласно пункту 2 статьи 117 СК РФ, суды исходят из минимального размера оплаты труда. Однако этот размер применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" для определения размера платежей по гражданско-правовым обязательствам (в том числе по алиментным) применяется базовая сумма, равная 100 рублям. Эта сумма не изменялась с 2001 года. В результате суды нередко взыскивают в пользу детей алименты в размере двух-трех МРОТ (200-300 рублей), исходя из размера МРОТ, установленного статьей 1 указанного Федерального закона. Это приводит к тому, что размер выплачиваемых алиментов зачастую дискредитирует цель их выплаты - содержание детей.
2.4. Введение минимального размера алиментов позволит избавиться от практики умышленного сокрытия или занижения получаемых доходов плательщиками алиментов; повысить степень ответственности родителей за выполнение обязательств по содержанию детей в случае расторжения брака; улучшить благосостояние детей, воспитывающихся в неполных семьях. Кроме того, данный законопроект создает условия для легализации доходов граждан.
2.5. Вместе с тем по проекту имеются замечания. В частности, в законопроекте не конкретизировано, что при установлении минимального размера алиментов должен учитываться прожиточный минимум на ребенка. В случае, если плательщик и получатель алиментов проживают в разных субъектах РФ, открытым остается вопрос о том, какой из них должен быть принят за основу.
На указанный законопроект было получено 69 отзывов от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из них только 4 отрицательных.
Однако, указанные замечания, не являются концептуальными и могут быть устранены при подготовке к рассмотрению проекта федерального закона ко второму чтению.
Руководствуясь, подпунктом "б" части 2 статьи 19, статьи 24 Регламента Государственной Думы, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 167036-5 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в целях усиления гарантий прав детей на получение алиментов", внесенный депутатами Государственной Думы Н.В. Герасимовой, Е.Б. Мизулиной, А.В. Кузьминой, А.В. Беляковым, О.Л. Михеевым, М.А. Мукабеновой, а также Е.А. Вторыгиной, Н.А. Останиной, Н.Н. Карпович, Е.Н. Лапшиной в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.