Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 618290-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", внесенный Законодательным собранием Ленинградской области
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный законопроект.
Законопроектом предлагается дополнить пункт 2 статьи 11 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" положением, согласно которому на землях крестьянских (фермерских) хозяйств допускается индивидуальное жилищное строительство в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
По законопроекту имеются следующие замечания.
Вопросы индивидуального жилищного строительства, включая использование земель для целей строительства, регулируются градостроительным, земельным, гражданским и жилищным законодательством.
Так, пунктом 2 статьи 257 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается состав собственности крестьянского (фермерского) хозяйства, не предусматривающий включение индивидуального жилого дома в состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные территориальные зоны.
При этом в соответствии с частью 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны застройки индивидуальными жилыми домами не входят в состав зон сельскохозяйственного использования.
Кроме того, необходимо учитывать установленный в подпункте 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принцип целевого использования земель, а именно - принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Так, в пункте 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что гражданами, ведущими крестьянское (фермерское) хозяйство, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Осуществление индивидуального жилищного строительства на указанных землях крестьянского (фермерского) хозяйства возможно после их перевода в другую категорию земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем в пункте 2 статьи 11 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусматривается возможность приобретения крестьянским (фермерским) хозяйством земель иных категорий для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства.
Таким образом, требует уточнения категория земель, к которым относится положение о возможности осуществления индивидуального жилищного строительства членами крестьянских (фермерских) хозяйств.
В целях защиты земель сельскохозяйственного назначения от массовой застройки необходимо предусмотреть ограничения по числу объектов индивидуального жилищного строительства, предельной площади земельного участка, занимаемой под строительство индивидуального жилого дома, по предельному количеству этажей возводимого жилого дома.
Установление субъектами Российской Федерации случаев, в которых допускается индивидуальное жилищное строительство на землях сельскохозяйственного назначения и землях иных категорий, может привести к неравенству прав граждан в зависимости от места их проживания.
Общие правила осуществления жилищного строительства на землях сельскохозяйственного назначения целесообразно устанавливать нормами федерального законодательства, которые должны быть дополнены нормами законодательства субъектов Российской Федерации, позволяющими учесть особенности ведения сельскохозяйственного производства в регионах, традиции и обычаи местного населения.
Одновременно сообщаем, что регулирование правоотношений, предусмотренное законопроектом, в более полном объеме осуществлено в проекте федерального закона N 21184-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенном членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Г.А. Горбуновым, М.М. Капурой и В.Н. Плотниковым, на который Правительством Российской Федерации был дан положительный отзыв N 3709п-П11 от 26 июля 2011 г. и который в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
С учетом изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект в представленной редакции.
Первый заместитель |
В. Зубков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.