Заключение Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
по проекту федерального закона N 618290-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 618290-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее законопроект), внесенный Законодательным собранием Ленинградской области (в части предоставления возможности строительства индивидуальных жилых домов на землях сельскохозяйственного назначения и землях иных категорий), замечания и предложения по законопроекту субъектов права законодательной инициативы, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заключение Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству (комитет-соисполнитель), заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам отмечает.
Законопроектом предлагается часть 2 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" дополнить новым абзацем, согласно которому на землях сельскохозяйственного назначения и землях иных категорий, допускается индивидуальное жилищное строительство в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Законопроект направлен, как следует из пояснительной записки к нему, на создание условий для принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств посредством предоставление членам таких хозяйств возможности строительства жилья для собственного проживания. Это должно способствовать устойчивому развитию сельских территорий, обеспечению жителей села жильем и увеличению производства сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственного сырья и продовольствия.
Комитет по аграрным вопросам в целом поддерживает идею создания условий для развития крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе посредством предоставления возможности строительства жилого дома, а так же зданий, строений, сооружений для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции на земельном участке, предоставленном или приобретаемом для ведения фермерского хозяйства.
Вместе с тем, Комитет обращает внимание на следующее.
1. В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться или приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения или земель иных категорий.
Земельный кодекс Российской Федерации определяет формы возможного использования земель в зависимости от их категорий.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (статья 77 Земельного кодекса).
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (статья 78 Земельного кодекса).
Кроме этого следует отметить, что использование земли как средства производства в сельском хозяйстве определено в качестве приоритета перед использованием ее в качестве недвижимого имущества (статья 1 Земельного кодекса) и что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (статья 79 Земельного кодекса).
2. Вопросы индивидуального жилищного строительства регулируются градостроительным, земельным, гражданским и жилищным законодательством.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 257 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 6 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", устанавливается состав собственности крестьянского (фермерского) хозяйства. Включение индивидуального жилого дома в состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства при этом, не предусматривается.
В результате градостроительного зонирования, как установлено частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные территориальных зон. При этом, в соответствии с частью 9 данной статьи зоны застройки индивидуальными жилыми домами не входят в состав зон сельскохозяйственного использования.
3. Согласно статьи 3 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" членами фермерского хозяйства могут быть до трех семей родственников и до пяти граждан, не состоявших в родстве с главой фермерского хозяйства. Поэтому в целях защиты земель сельскохозяйственного назначения от массовой застройки в законопроекте следует предусмотреть ограничения по числу возводимых жилых домов, предельной площади земельного участка, занимаемой под индивидуальное жилищное строительство.
4. В случае принятия законопроекта в предложенной редакции возникнут противоречия с правовыми нормами других федеральных законов. Поэтому необходимо законопроект дополнить рядом статей по внесению соответствующих изменений в пункт 2 статьи 77 и пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 части 9 статьи 35 и часть 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 6 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам не поддерживает проект федерального закона N 618290-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в предложенной редакции и рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.В. Панков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.