Кассационное определение СК по уголовным делам Московского городского суда от 19 октября 2011 г. N 22-13406
Судебная коллегия по уголовным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Рыжовой А.В.,
судей Панариной Е.В., Алешиной И.Ф.,
при секретаре Свиридовой Н.В.,
с участием переводчика Восканяна Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационное представление государственного обвинителя Баликоевой Ю.В. на определение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 13 сентября 2011 года, которым уголовное дело в отношении Гасанова И.Ю., судимого 25.12. 2007 г. по ст. 159 ч. 2 УК РФ к 1 году лишения свободы, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 4 УК РФ возвращено Бабушкинскому межрайонному прокурору г. Москвы для устранения препятствий его рассмотрения судом, срок содержания Гасанову И.Ю. под стражей продлен на два месяца, т.е. до 13 ноября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Панариной Е.В., объяснения адвоката Шеховцова М.М., обвиняемого Гасанова И.Ю., просивших определение суда оставить без изменения, прокурора Дементьева А.Н., поддержавшего доводы кассационного представления и полагавшего определение суда отменить, судебная коллегия установила:
определением Бабушкинского районного суда г. Москвы уголовное дело в отношении Гасанова И.Ю., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 4 УК РФ, возвращено Бабушкинскому межрайонному прокурору г. Москвы, срок содержания Гасанова И.Ю. под стражей продлен на два месяца, т.е. до 13 ноября 2011 года. Основанием возращения уголовного дела прокурору, как указано в постановлении суда, явились нарушения требований уголовно-процессуального закона, допущенные в ходе предварительного следствия, а именно нарушение права обвиняемого Гасанова И.Ю., не владеющего русским языком, пользоваться помощью переводчика.
На определение суда государственным обвинителем Баликоевой Ю.В. подано кассационное представление, в котором, не соглашаясь с данным решением суда, считая его незаконным и необоснованным, государственный обвинитель просит определение отменить и направить уголовное дело на новое судебное рассмотрение в тот же суд. В обоснование представления кассатор указывает, что выводы суда о нарушении права на защиту Гасанова И.Ю. в ходе предварительного следствия не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В ходе допроса в качестве обвиняемого Гасанову И.Ю. было разъяснено его право пользоваться помощью переводчика, при этом обвиняемый не изъявил своего желания воспользоваться данным правом, первоначальное расследование по уголовному делу так же происходило в отсутствие переводчика и Гасанов И.Ю. при участии в различных следственных действиях собственноручно выполнял записи и заявлял ходатайства на русском языке, о том, что Гасанов не нуждается в услугах переводчика в ходе следствия заявляли и его защитники. Требования ст. 222 ч. 2 УПК РФ так же выполнены. Полагает, что препятствий для рассмотрения дела судом не имеется.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, находит определение суда законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 237 ч. 1 п. 1 УПК РФ суд возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий рассмотрения его судом в случаях, если обвинительное заключение составлено с нарушением требований УПК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основании данного обвинительного заключения.
По смыслу ст. 237 УПК РФ возвращение дела прокурору может иметь место, если это необходимо для защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, при подтверждении сделанного в судебном заседании заявления участников процесса о допущенных на досудебных стадиях нарушениях, которые невозможно устранить в ходе судебного разбирательства. Основанием для возвращения дела прокурору, во всяком случае, являются существенные нарушения норм уголовно-процессуального закона, которые не могут быть устранены в судебном заседании и исключают принятие по делу судебного решения, отвечающего требованиям справедливости.
Как видно из материалов дела, основанием для возвращения дела прокурору явилась необходимость устранения нарушений уголовно-процессуального закона, допущенных в ходе предварительного следствия. Так, принимая решение о возвращении дела прокурору, суд в определении указал, что в период предварительного следствия Гасанову И.Ю. не был предоставлен переводчик, ни один процессуальный документ ему не был переведен на родной язык, с материалами уголовного дела он ознакомился без участия переводчика и материалы уголовного дела ему не были переведены.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
В соответствии с требованиями ст. 18 УПК РФ, участникам уголовного судопроизводства, не владеющим, или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по уголовному делу должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами уголовного дела, выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также пользоваться бесплатно помощью переводчика.
Эти требования закона не были выполнены органами предварительного следствия.
Так, в судебном заседании 28.12.2010 года Гасанов И.Ю., являющийся гражданином ..., изъявил желание пользоваться услугами переводчика, заявив, что русским языком владеет плохо, нуждается в услугах переводчика, в связи с чем к участию в деле был привлечен переводчик с азербайджанского языка. После возвращения судом уголовного дела прокурору и направления прокурором дела для производства дополнительного следствия, Гасанову И.Ю. не было обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания на родном языке и бесплатно пользоваться помощью переводчика, вопрос о нуждаемости его в услугах переводчика следователем не выяснялся, материалы уголовного дела Гасанову И.Ю. не были переведены на родной язык.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает правильным решение суда о возвращении уголовного дела прокурору, а определение суда находит законным и обоснованным, поскольку в соответствии со ст. 237 УПК РФ суд возвращает уголовное дело прокурору если допущенные органами предварительного следствия нарушения не могут быть устранены судом.
Таким образом, не находя оснований для отмены определения по изложенным в представлении доводам, судебная коллегия, руководствуясь ст. 377, 378, 388 УПК РФ, определила:
определение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 13 сентября 2011 года о возврате Бабушкинскому межрайонному прокурору г. Москвы уголовного дела в отношении Гасанова И.Ю. для устранения препятствий его рассмотрения в суде оставить без изменения, кассационное представление государственного обвинителя оставить без удовлетворения.
Меру пресечения в отношении Гасанова И.Ю. оставить без изменения - содержание под стражей.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.