Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 4 октября 2011 г. N 33-31684
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Базьковой Е.М.,
судей Шерстняковой Л.Б. и Харитонова Д.М.,
с участием прокурора Ковтуненко М.И.,
при секретаре Полуховой О.Н.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Шерстняковой Л.Б. дело по кассационной жалобе истца Калашникова В.В. на решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 23 мая 2011 года, которым постановлено:
"в удовлетворении иска Калашникова В.В. к ДЖП и ЖФ г. Москвы о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - отказать", установила:
спорной является однокомнатная квартира, расположенная по адресу: Москва, ул. ...
Истец Калашников В.В. обратился в суд с иском к ответчику ДЖП и ЖФ г. Москвы о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая в обоснование заявленных требований, что ему Калашникову В.В. 19.10.2006 г. решением жилищной комиссии войсковой части 44823 была предоставлена указанная квартира как служебная на период прохождения военной службы. В указанный период квартира находилась в оперативном управлении Министерства обороны. В настоящее время спорная квартира передана в собственность города Москвы и находится на балансе города Москвы. В соответствии со ст. 7 Закона РФ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" истец считает, что он имеет право на передачу ему в собственность спорной квартиры в порядке приватизации, поскольку он состоит на жилищном учете, квартира передана в собственность города Москвы, в связи с чем просит суд признать за ним право собственность на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
Ответчик предъявил встречный иск к Калашникову В.В. о выселении, указывая в обоснование требований, что Калашникову В.В. спорное жилое помещение было предоставлено в качестве служебного, для временного проживания на период службы в воинской части, в настоящее время Калашников В.В. с военной службы уволен. Спорное жилое помещение передано из собственности Российской Федерации в собственность города Москвы, и в соответствии с ч. 2 ст. 102 ЖК РФ, переход права собственности на служебное жилое помещение влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник является стороной трудового договора с работником - нанимателем жилого помещения. В связи с изложенным, ДЖП и ЖФ г. Москвы просит суд выселить Калашникова В.В. из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения.
Истец Калашников В.В. в судебное заседание явился, иск поддержал полностью, встречный иск не признал, пояснил, что он не может быть выселен из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения, поскольку состоит на жилищном учете, просил в удовлетворении встречного иска отказать.
Представитель ответчика ДЖП и ЖФ г. Москвы по доверенности Аксенова М.А. в судебное заседание явилась, заявленные требования не признала, пояснила, что основания для передачи истцу в собственность спорной квартиры не имеется, поскольку данная квартира была предоставлена в качестве служебного жилья в 2006 году, нормы ст. 7 Закона РФ "О введении в действие ЖК РФ" на данные правоотношения не распространяются, просила в иске отказать, встречный иск удовлетворить по доводам, изложенным во встречном иске.
Представитель третьего лица Управление Росреестра по Москве в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит истец Калашников В.В. по доводам кассационной жалобы.
Судебная коллегия, полагая возможным, в порядке ст. 354 ГПК РФ, рассмотреть дело по кассационной жалобе в отсутствии иных не явившихся участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения истца Калашникова В.В., заключение прокурора Ковтуненко М.И., полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, считает, что решение постановлено судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Материалами дела установлено, что спорная квартира является однокомнатной, общей площадью ... кв. м. расположенной по адресу: Москва, ул. ...
Согласно акту государственной приемки здания от 18.10.1961 г., дом ... по ... улице был построен за счет средств КЭО МО ПВО, относился к собственности Российской Федерации.
Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ N ... от 13.05.2003 г. данный дом был закреплен на праве оперативного управления за Московской квартирно-эксплуатационной частью (Московская КЭЧ) района Министерства обороны РФ.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъект Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащие граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что с 28.07.1998 г. Калашников В.В. проходил службу в войсковой части ..., в октябре 2003 года выбыл по другому месту службы и 14.10.2003 г. сдал служебную однокомнатную квартиру по адресу: Иркутская область, пос. Шелехов, ..., в КЭЧ Шелеховского района. С 2003 г. Калашников В.В. проходил службу в войсковой части N ...
Из дела видно, что решением жилищной комиссии войсковой части N ... от 30.12.2004 года Калашников В.В. был включен в списки очередников на получение жилья по городу Москве, как военнослужащий, не обеспеченный жилым помещением.
Суд установил, что Решением жилищной комиссии от 19.10.2006 г. (протокол N 4) войсковой части N ..., в которой также проходил службу Калашников В.В., последнему была предоставлена спорная квартира N ... в доме ... по ... улице в качестве служебного жилого помещения. Список распределения жилой площади по адресу: город Москва, ... ул., д. .... кв. ... Калашникову В.В. был утвержден Командующим войсками КСиН 07.11.2006 г. Согласно указанному списку, спорная квартира предоставлена истцу в качестве служебного жилого помещения.
Из дела следует, что спорная квартира была отнесена к специализированному жилищному фонду, с отнесением к служебным жилым помещениям.
Из дела усматривается, что 28.11.2006 между ГУ "Московская КЭЧ района" и Калашниковым В.В. был заключен договор N ... найма служебного жилого помещения. 07.12.2006 г. Калашников В.В. был поставлен на регистрационный учет по месту жительства по адресу: город Москва, ул. ....
Согласно п. 5 указанного договора найма служебного жилого помещения, данный договор заключен на срок прохождения нанимателем военной службы.
В соответствии с подпунктом 5 п. 6 указанного договора, наниматель имеет право пользования служебным жилым помещением при переходе права собственности на это жилое помещение. В силу п. 18 действие договора прекращается в связи с окончанием срока службы.
Согласно п. 19 в случае расторжения или прекращения настоящего договора в связи с окончанием срока службы, наниматель и члены его семьи после предоставления постоянного жилого помещения должны освободить жилое помещение.
С 09.09.2009 г. Калашников В.В. зачислен в штат военной кафедры в качестве начальника учебной части - заместителя начальника кафедры Российской Академии правосудия, на воинскую должность начальника учебной части - заместителя начальника военной кафедры, прибывшего из Главного правового управления Министерства Обороны РФ с 09.09.2009 г.
На основании выписки из приказа N ... от 17.05.2010 г. с Калашниковым В.В. заключен контракт с ФГОУ ВПО "Российская академия правосудия" без приостановления военной службы с 21.12.2009 г. по 20.12.2014 г.
Суд установил, что на основании распоряжения Правительства Москвы от 23.08.2006 г. N 1647-РП "О приеме жилищного фонда и объектов инженерного и коммунального назначения Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России) в собственность города Москвы" - жилые помещения (квартиры) данного дома переданы в собственность города Москвы (за исключением служебной квартиры N ...). На основании распоряжения Префекта СВАО г. Москвы от 25.12.2006 N ... дом ... по ул. ... передан с баланса Московской КЭЧ МО РФ на баланс ГУП города Москвы "ДЕЗ района Лосиноостровский".
Правомочия собственника в отношении недвижимого имущества в жилищной сфере, принадлежащего городу Москве, функции по распоряжению и управлению государственным имуществом города Москвы в виде жилых помещений, входящих в имущественную казну города, осуществляет Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основании постановления Правительства Москвы от 22.02.2011 г. N 44-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы".
В силу ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством Российской федерации.
Согласно ст. 102 ЖК РФ, Договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.
Переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.
В соответствии со ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих", военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Суд пришел к правильному выводу о том, что действие договора найма служебного помещения прекращено, оснований для проживания в спорном жилом помещении у ответчика не имеется.
Однако, как правомерно посчитал суд, ответчик относится к числу лиц, не подлежащих выселению из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения, поскольку другого жилого помещения на праве пользования или на праве собственности ответчик не имеет, состоит на учете нуждающихся в жилом помещении как военнослужащий, уволенный в запас и не обеспеченный жилым помещением либо сертификатом для приобретения жилья.
Таким образом, суд правильно полагал, что оснований для выселения ответчика из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения не имеется, в связи с чем, суд правомерно отказал в иске ДЖП и ЖФ г. Москвы.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Суд правильно указал в решении, что на правоотношения, возникшие в отношении служебных жилых помещений данная норма не распространяется.
В соответствии со ст. 13 указанного Федерального закона, граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Служебные жилые помещения, в соответствии с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", приватизации не подлежат.
Поскольку Калашникову В.В. спорное жилое помещение в качестве служебного предоставлено после 01.03.2005 г., данная норма также на спорные правоотношения не распространяется.
Отказывая истцу в иске, суд обоснованно исходил из следующих обстоятельств: Калашников В.В. проживает в служебном жилом помещении, которое обязан освободить после предоставления ему жилого помещения для постоянного проживания либо сертификата для приобретения жилья в собственность, на условиях социального найма указанную квартиру не занимает, в связи с чем, как правильно указал суд, оснований для удовлетворения требований истца о передаче ему спорной квартиры в собственность в порядке приватизации не имеется.
Заявление Калашникова В.В. о том, что ДЖП и ЖФ г. Москвы при подаче настоящего иска пропустил срок исковой давности, установленный в 3 года, суд обоснованно посчитал несостоятельным, поскольку оно основано на неверном толковании обстоятельств дела и норм материального права.
Так, согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
При этом в силу ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственник или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не был соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Поскольку г. Москва является собственником спорного жилого помещения, расположенного по адресу: Москва, ... ул., д. ..., кв. ..., исковая давность на заявленные требования не распространяется.
Судебная коллегия полагает, что решение не противоречит собранным по делу доказательствами и требованиям закона.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд при разрешении дела неправильно применил нормы материального права, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального права.
Суд правильно применил материальный закон, подлежащий применению к возникшим спорным правоотношениям, установил обстоятельства, имеющее значение для дела, и подробно изложил их в решении.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены решения суда, судом допущено не было.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 23 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.