Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 12 октября 2011 г. N 33-33003
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Базьковой Е.М.,
судей Лопаткиной А.С., Малыхиной Н.В.,
при секретаре Нудненко П.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лопаткиной А.С. дело по кассационной жалобе Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по городу Москве и Московской области на решение Симоновского районного суда города Москвы от 11 июля 2011 года, которым постановлено:
требования Капба Л.М. к ГУ Пенсионного фонда РФ N 8 по Москве и Московской области о назначении ежемесячной денежной компенсации удовлетворить.
Обязать ГУ Пенсионного фонда РФ N 8 по Москве и Московской области назначить Капба Л.М. со дня обращения ежемесячную денежную выплату в размере ... от суммы ежемесячной денежной компенсации, получаемой Капба И.Э. как ветераном подразделения особого риска. Установила:
Капба Л.М. является вдовой умершего участника подразделений особого риска - Капба И.Э., инвалида второй группы, причиной инвалидности которого является непосредственное участие в действиях указанного подразделения. 10 ноября 2010 года истец обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила назначить ей выплаты в возмещение вреда здоровью по потере кормильца, предусмотренные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в чем ей было отказано по мотиву того, что вдовы ветеранов подразделения особого риска не включены в круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату. Считая данный отказ незаконным, просила обязать ответчика назначить ей по случаю потери кормильца ежемесячную денежную выплату в размере ... суммы, которую получал муж Капба И.Э. как ветеран подразделения особого риска, с момента первоначального обращения к ответчику с учетом индексации.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит ответчик ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области Смирнову И.В., поддержавшую кассационную жалобу, представителя Капба Л.М. - Капба А.И., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда находит решение Симоновского районного суда г. Москвы от 11.07.2011 года подлежащим отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Капба Л.М. является вдовой Капба И.Э. - ветерана подразделения особого риска, инвалида второй группы вследствие заболевания, связанного с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска. Полагая, что она, как вдова ветерана подразделения особого риска, в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации, обратилась в Управление N 2 Орехово-Борисово Южное ПФР по г. Москве о назначении данной выплаты, в чем ей было отказано.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с последующими изменениями и дополнениями) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации в следующих размерах: инвалидам I группы - 5000 рублей; инвалидам II группы - 2500 рублей; инвалидам III группы - 1000 рублей. В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 октября 2005 года N 385-О приведена правовая позиция, согласно которой, предоставив пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ инвалидам-чернобыльцам право на возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие радиационного воздействия катастрофы на Чернобыльской АЭС либо ее последствий, и, не установив при этом никакого изъятия в отношении граждан-инвалидов из подразделений особого риска, на которых Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 было распространено действие положений названного Закона, федеральный законодатель тем самым наделил их правом на возмещение вреда, причиненного здоровью.
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, введенный в действие с 1 января 2005 года, внес в названные выше Постановление Верховного Совета Российской Федерации и в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" изменения и дополнения, повлиявшие на объем льгот, предоставляемых лицам, пострадавшим вследствие радиационного воздействия.
В частности, с 1 января 2005 года инвалидам из числа граждан, перечисленных в пункте 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1, гарантируется предоставление только мер социальной поддержки в пределах, установленных пунктом 2 названного Постановления.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ предусмотрено сохранение в рамках длящихся правоотношений прав лиц на льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, и после вступления в силу данного Федерального закона.
Учитывая длящийся характер правоотношений по возмещению вреда здоровью, исходя из конституционных принципов справедливости и равенства прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом и судом, конституционного требования о недопустимости умаления прав и свобод человека и гражданина, а также конституционной обязанности государства на признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, в том числе причиненного в связи с деятельностью государства в сфере ядерной энергетики, требования названных выше категорий пострадавших, ставших инвалидами либо получивших лучевую болезнь или другие заболевания вследствие радиационного воздействия, имевшего место до 1 января 2005 года, также являются законными и обоснованными, независимо от времени развития заболевания (установления инвалидности) и времени обращения пострадавших в соответствующие органы за возмещением вреда (статьи 1, 2, 7, 19 (часть 1), 42, 55 (часть 2), 53, 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации).
Удовлетворяя исковые требования и обязывая ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области назначить Капба Л.М. компенсацию по случаю потери кормильца, суд первой инстанции признал за истцом право на ежемесячную денежную компенсацию, указав, что на Капба Л.М., как на нетрудоспособного члена семьи Капба И.Э., находившуюся на его иждивении распространяются нормы пункта 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Между тем, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции противоречат положениям законодательства, регулирующего право членов семьи, потерявших кормильца, из числа граждан из подразделений особого риска.
Так, позиция, изложенная в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 октября 2005 года N 385-О, неприменима к возникшим правоотношениям, поскольку предметом рассмотрения в указанном определении являлось право самих граждан из подразделений особого риска, а не членов их семей.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" действие Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 распространяется на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных указанным Постановлением.
Согласно пункту 2 данного Постановления лицам, ставшим инвалидами, указанным в пункте 1 этого же Постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1-14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 1 части третьей статьи 27.1, статьей 29 (за исключением абзаца второго пункта 2 части первой), частями первой - третьей статьи 39 названного Закона.
Абзацем 4 пункта 2 названного Постановления установлены меры социальной поддержки для семей, потерявших кормильца из числа граждан подразделений особого риска, предусмотренные пунктами 3, 7, 8, 12-14 части первой статьи 14, частью четвертой статьи 39, а также статьями 41 и 42 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Суд первой инстанции не учел, что пункт 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 как в его первоначальной редакции, так и в редакции статьи 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не предусматривает предоставления членам семей умерших инвалидов из числа ветеранов подразделений особого риска ежемесячной денежной компенсации, установленной пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Судебная коллегия учитывает и правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в определении от 16 декабря 2010 года N 1613-О-О, в соответствии с которой положения пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ вносят изменения в абзац первый пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", который определяет порядок распространения норм указанного Закона на граждан из числа ветеранов подразделений особого риска, ставших инвалидами, а потому не могут рассматриваться как затрагивающие права граждан, не имеющих такого статуса. Что касается предоставления членам семей умерших инвалидов из числа ветеранов подразделений особого риска ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", то они правом на такую компенсацию не наделены в силу абзаца четвертого пункта 2 названного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, которым устанавливаются меры социальной поддержки семей, потерявших кормильца из числа ветеранов подразделений особого риска (как в его первоначальной редакции, так и в редакции статьи 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
Таким образом, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, в связи с чем, судебная коллегия признает решение Симоновского районного суда города Москвы от 11 июля 2011 года незаконным, принятым с существенным нарушением норм материального права, и подлежащим отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судом первой инстанции установлены, судебная коллегия находит возможным, отменяя судебное постановление, принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, об отказе Капба Л.М. удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями 360-362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда определила:
решение Симоновского районного суда города Москвы от 11 июля 2011 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Капба Л.М. к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по городу Москве и Московской области о взыскании ежемесячной денежной компенсации по случаю потери кормильца отказать.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.