Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 18 октября 2011 г. N 33-33738
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Базьковой Е.М.,
судей Лопаткиной А.С., Дегтеревой О.В.,
при секретаре Крупенченко И.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Лопаткиной А.С. гражданское дело по кассационной жалобе Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 8 по городу Москве и Московской области на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 25 июля 2011 года, которым постановлено:
обязать ГУ ПФР N 8 по гор. Москве и Московской области включить в педагогический стаж Акимовой Т.С. периоды работы с 20.12.1990 г. по 31.08.1994 г., с 01.09.1994 г. по 25.11.2002 г. и назначить пенсию с момента возникновения права. Установила:
истец Акимова Т.С. обратилась в суд с иском к ответчику ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области о включении в педагогический стаж периодов работы и обязании назначить пенсию с момента первичного обращения, мотивируя свои требования тем, что ответчик неправомерно отказал ей во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы с 20.12.1990 года по 31.08.1994 года в Среднем общеобразовательном комплексе ... в должности старшего воспитателя, с 01.09.1994 года по 25.11.2002 года в Учебно-воспитательном комплексе N ... в должностях старшего воспитателя, учителя химии, чем лишил ее права на получение досрочной трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании истец настаивала на исковых требованиях.
Представитель ответчика в суд явился, против удовлетворения иска возражал.
Судом принято указанное решение, об отмене которого по доводам кассационной жалобы просит представитель ответчика.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области Саморуковой И.В., истца Акимовой Т.С., обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции по настоящему делу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 24.11.2010 года истец Акимова Т.С. обратилась в ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Ответчиком ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу Акимовой Т.С. отказано ввиду отсутствия у нее необходимого (не менее 25 лет) стажа педагогической работы; стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, признаваемый органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, составил 14 лет 04 месяца 2 дня; в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии не были включены периоды с 20.12.1990 года по 31.08.1994 года в Среднем общеобразовательном комплексе ... в должности старшего воспитателя, с 01.09.1994 года по 25.11.2002 года в Учебно-воспитательном комплексе N ... в должностях старшего воспитателя, учителя химии, так как учреждения, в которых работала Акимова Т.С., в списках должностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, не указаны.
Рассматривая данное дело, суд, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, пришел к выводу об удовлетворении заявленных Акимовой Т.С. исковых требований.
Данный вывод суда в решении судом мотивирован и в кассационной жалобе по существу не опровергнут.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста.
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, указаны должности старшего воспитателя, учителя (пункт 1 раздела "Наименование должностей") центра образования (пункт 1 раздела "Наименование учреждений").
В соответствии с приказом Московского Департамента образования от 22.06.1995 года N 276 ... был переименован в УВК "Детский дом - школа с углубленным изучением иностранного языка" N ... УВК осуществляло свою деятельность в соответствии с Законом РФ "Об образовании", проходило обязательную государственную регистрацию.
10 июля 2001 г. Московским комитетом образования издан приказ N 462 "О переименовании Учебно-воспитательного комплекса "Детский дом - общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка" N ... в Государственное образовательное учреждение - Центр образования N ...
Периоды работы Акимовой Т.С. в ГОУ - Центр образования N ... включаются пенсионным органом в педагогический стаж в бесспорном порядке.
Судя по содержанию Уставов Среднего общеобразовательного комплекса ..., УВК "Детский дом - образовательная школа с углубленным изучением иностранного языка" N ..., ГОУ - Центр образования N ..., несмотря на изменения организационно-правовой формы и наименования, Средний общеобразовательный комплекс ..., УВК "Детский дом - школа с углубленным изучением иностранного языка" N ..., выполняли все функции центра образования; об этом же свидетельствует и характер трудовых функций, возложенных в указанный период на Акимову Т.С.
Должностные обязанности учителя согласно постановлению Минтруда РФ от 11.11.1992 года N 33 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации", постановлению Минтруда РФ от 17.08.1995 года N 46 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации" включают в себя: Обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, формирование общей культуры личности, социализации, осознанности выбора и освоения профессиональных программ. Использование разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения, в том числе по индивидуальным планам, ускоренным курсам в рамках государственных стандартов. Планирование материала по преподаваемому предмету. Обеспечение выполнения учебной программы, достижения и подтверждения обучающимися уровней образования (образовательных цензов) и т.п.
Должностные обязанности воспитателя, в том числе старшего, включают в себя: планирование и организация жизнедеятельности обучающихся (воспитанников, детей), их воспитание. Проведение повседневной работы, обеспечивающей создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации. На основе изучения индивидуальных особенностей обучающихся (воспитанников, детей), рекомендаций психолога планирование и проведение с ними коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально) и т.п.
Указанный перечень должностных обязанностей учителя, воспитателя, в том числе старшего, распространяется на учителей, воспитателей, в том числе старших, учреждений и организаций образования независимо от их отраслевой и ведомственной подчиненности.
При таких данных, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к правильному выводу о том, что периоды работы Акимовой Т.С. с 20.12.1990 года по 31.08.1994 года в Среднем общеобразовательном комплексе ... в должности старшего воспитателя, с 01.09.1994 года по 25.11.2002 года в Учебно-воспитательном комплексе N ... в должностях старшего воспитателя, учителя химии подлежат включению в специальный стаж, так как в означенные периоды времени истец Акимова Т.С. выполняла работу, аналогичную по своим условиям, характеру и специфике работе старшего воспитателя, учителя центра образования, которая предоставляет право на досрочное пенсионное обеспечение.
Подобная правовая позиция согласуется с разъяснением, содержащимся в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" от 20.12.2005 года N 25, о том, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Кроме того, как усматривается из материалов дела, согласно Уставам Среднего общеобразовательного комплекса ..., УВК "Детский дом - образовательная школа с углубленным изучением иностранного языка" N ..., в состав ... входили следующие структурные подразделения: детский сад, начальная школа с углубленным изучением иностранных языков. В состав УВК входили детский дом для детей-сирот и общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков N ...
Согласно п. 13 вышеуказанных Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей.
Доводы кассационной жалобы о том, что учреждения, в которых работала Акимова Т.С. в спорные периоды времени, в списках должностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, не поименованы, основанием к отмене судебного постановления явиться не могут, так как не опровергают вывода суда о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.
При таких данных, законных оснований для отмены решения суда в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости с момента возникновения права, так как п. 1 ст. 19 вышеуказанного Федерального закона установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Поскольку на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган Акимова Т.С. имела право на указанную пенсию, однако не располагала необходимыми сведениями и документами, подтверждающими право на пенсию, и не смогла представить их в установленный трехмесячный срок по не зависящим от нее причинам (например, тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, была установлена в ходе судебного разбирательства), трудовая пенсия по старости подлежала назначению с момента первоначального обращения за указанной пенсией.
При таких данных, решение суда в части определения дня, с которого назначается досрочная трудовая пенсии, подлежит изменению, так как досрочная трудовая пенсия должна быть назначена с момента первоначального обращения за указанной пенсией, а именно с 24.11.2010 г.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, так как гражданско-правовой спор между сторонами разрешен, юридически значимые обстоятельства определены верно, представленным по делу доказательствам дана надлежащая оценка. Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат указания на обстоятельства, которые не были бы предметом исследования суда и опровергающие его выводы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Симоновского районного суда г. Москвы от 25 июля 2011 года в части обязания Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 8 по городу Москве и Московской области назначить Акимовой Т.С. пенсию с момента возникновения права изменить. Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 8 по городу Москве и Московской области назначить Акимовой Т.С. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 24.11.2010 г.
В остальной части решение Симоновского районного суда г. Москвы от 25 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 8 по городу Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 18 октября 2011 г. N 33-33738
Текст определения официально опубликован не был