Определение Московского городского суда от 18 октября 2011 г. N 4г/3-8394/11
Судья Московского городского суда Тихенко Г.А.
рассмотрев надзорную жалобу Иванова В.Н. на определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 июня 2011г. по гражданскому делу по иску Иванова В.Н. к ГУ ГУ ПФР N 7 по г.Москве и МО о защите пенсионных прав, отмене решения ответчика, признании права на получение двух пенсий (по старости и по инвалидности), обязании выплачивать одновременно две пенсии с момента обращения, установил:
Иванов В.Н. обратился в суд с иском к ГУ ГУ ПФР N 7 по г.Москве и МО, в котором просил отменить решение ответчика, которым ему отказано в назначении второй пенсии, обязать ответчика выплачивать ему одновременно две пенсии, указывая, что он принимал с 1986г. участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, будучи военнослужащим. С 19.06.2003г. является инвалидом 3 группы вследствие заболевания, полученного при выполнении служебных обязанностей военной службы на Чернобыльской АЭС; 05.09.2003г. ему была назначена пенсия по инвалидности, которая выплачивалась по апрель 2010г., с апреля 2010г. ему была начислена и выплачивается пенсия по старости, однако, выплата пенсии по инвалидности прекратилась, что истец считает незаконным и в связи с чем обратился с данным иском в суд.
Иванов В.Н. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ГУ ГУ ПФР N 7 по г.Москве и МО в судебное заседание явилась, иск не признала.
Решением Преображенского районного суда г.Москвы от 09 марта 2011г. постановлено:
Решение комиссии по пенсионным вопросам от 16 декабря 2010г. ГУ - Главного Управления ПФР 7 по г.Москве и Московской области об отказе Иванову В.Н. в назначении второй пенсии по инвалидности - отменить.
Признать за Ивановым В.Н. право на получение двух пенсий: по старости и по инвалидности.
Обязать ГУ - Главного управления ПФР N 7 по г.Москве и Московской области назначить Иванову В.Н. вторую пенсию по инвалидности и обязать выплачивать одновременно две пенсии: по старости и по инвалидности.
Обязать ГУ-Главного управления ПФР N 7 по г.Москве и Московской области назначить Иванову В.Н. вторую пенсию по инвалидности с момента первичного обращения за ней, т.е. с 17 мая 2010г.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 июня 2011г. указанное решение суда отменено, по делу принято новое решение, которым было отказано в удовлетворении требований Иванова В.Н. к ГУ ГУ ПФР N 7 по г.Москве и Московской области о защите пенсионных прав, отмене решения ответчика, признании права на получение двух пенсий (по старости и по инвалидности), обязании выплачивать одновременно две пенсии с момента обращения.
В надзорной жалобе заявитель выражает несогласие с судебным постановлением суда второй инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения надзорной жалобы или представления прокурора судья выносит определение:
1) об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора;
2) о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Состоявшееся по делу судебное постановление сомнений в законности не вызывает, а доводы жалобы в соответствии со статьей 387 названного Кодекса не могут повлечь его отмену или изменение в порядке надзора.
Так, из обжалуемого судебного постановления суда второй инстанции усматривается, что, разрешая данный спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции установил, что Иванов В.Н., 18.06.56 г.р., будучи военнослужащим, принимал с 1986г. участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С 19.06.2003г. истец является инвалидом 3 группы вследствие заболевания, полученного при выполнении служебных обязанностей военной службы на Чернобыльской АЭС; 05.09.2003г. ему была назначена пенсия по инвалидности, которая выплачивалась по апрель 2010г., с апреля 2010г. ему была начислена и выплачивается пенсия по старости, при этом, выплата пенсии по инвалидности прекратилась.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со ст. 29 Закона РФ от 15 мая 1991г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 18 июля 2006г. N 112-ФЗ) гражданам, указанным в п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе, установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В ранее действующей редакции данной нормы за указанной категорией граждан закреплялось право на получение пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
Согласно п. 2 названной статьи гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
В соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная п.п. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Согласно ст. 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (введена Федеральным законом от 18.08.2006г. N 112-ФЗ) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в порядке, предусмотренном ст.ст. 30-37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами закона, пришел к выводу о том, что истец имеет право на получение двух пенсии, а именно, пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости.
Между тем, проверяя законность решения суда в кассационном порядке, суд второй инстанции не согласился с данным выводом суда первой инстанции.
При этом суд кассационной инстанции верно указал, что согласно п.п. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определяющего право на одновременное получение двух пенсий, гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная п.п. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5) ст.15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу п. 2 ст. 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.
Учитывая вышеизложенное, суд второй инстанции правомерно исходил из того, что истец права на назначение пенсии по инвалидности не имеет, поскольку в рассматриваемом случае назначение пенсии по инвалидности, предусмотренной ФЗ от 15.12.2001г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" возможно, если гражданин является получателем трудовой пенсии по старости на основании пп. 3 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Между тем, как было установлено судом второй инстанции, пенсия по старости истцу назначена с применением норм Закона РФ от 15 мая 1991г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а не по основаниям пп. 3 п. 1 ст. 28 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", который требует для мужчин возраст 55 лет и страховой стаж не менее 25 лет.
При таких обстоятельствах, суд надзорной инстанции не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда второй инстанции, которым были верно применены нормы закона к спорным правоотношениям с учетом установленных по делу обстоятельств.
Доводы надзорной жалобы не свидетельствуют о том, что при вынесении обжалуемого судебного постановления были допущены какие-либо нарушения норм процессуального и материального права, повлиявшие на исход дела и являющиеся в соответствии со ст. 387 ГПК РФ основанием к отмене судебных постановлений в порядке надзора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381 ГПК РФ, определил:
отказать в передаче надзорной жалобы Иванова В.Н. на определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 июня 2011г., для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.
Судья Московского городского суда |
Тихенко Г.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского городского суда от 18 октября 2011 г. N 4г/3-8394/11
Текст определения официально опубликован не был