Постановление Московского городского суда от 6 октября 2011 г.по делу N 4у/9-7466
Судья Московского городского суда Бондаренко Э.Н.
изучив надзорное представление первого заместителя прокурора города Москвы Росинского В.В. о пересмотре приговора Гагаринского районного суда от 31 мая 2011 года в отношении осужденного Володько А.Н., установила:
приговором Гагаринского районного суда Москвы от 31 мая 2011 года
Володько А Н, уроженец г. Москвы, несудимый,
осужден по ч. 3 ст. 290 УК РФ (в редакции Федерального закона от 04.05.2011 N 97-ФЗ) к штрафу в размере сорокакратной суммы взятки, то есть в размере 2 миллиона рублей с лишением права занимать должности в системе органов внутренних дел, связанные с осуществлением функций представителя власти, на срок 3 года, с лишением специального звания "капитан внутренней службы".
В кассационном порядке приговор не обжаловался.
В надзорном представлении первый заместитель прокурора города Москвы Росинский В.В., не оспаривая доказанность вины Володько А.Н., ставит вопрос о переквалификации действий Володько А.Н. с ч. 3 ст. 290 УК РФ (в редакции Федерального закона от 04.05.2011 N 97-ФЗ) на ч. 1 ст. 290 УК РФ (в редакции Федерального закона от 04.05.2011 N 97-ФЗ) с назначением наказания в виде штрафа в размере тридцати пятикратной суммы взятки, то есть в размере 1 750 000 рублей, с лишением права занимать должности в системе органов внутренних дел, связанные с осуществлением функций представителя власти, на срок 3 года, и исключении указания о лишении Володько А.Н. специального звания "капитан внутренней службы".
Приговором суда Володько А.Н, признан виновным в получении должностным лицом лично взятки в виде денег за незаконное бездействие в пользу взяткодателя.
Согласно приговору, преступление совершено при следующих обстоятельствах.
Володько А.Н., являясь должностным лицом - инженером 2 регионального отдела государственной надзорной деятельности Управления по ЮЗАО ГУ МЧС России по г. Москве, назначенным на должность приказом начальника Главного управления МЧС России по г. Москве N 487-НС от 24 ноября 2010 года, то есть являясь представителем власти, выполняя в соответствии с занимаемой должностью организационно-распорядительные функции, в полномочия которого согласно положениям приказа МЧС России "Об утверждении административного регламента Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской федерации, органами местного самоуправления, а также должностными лицами и гражданами, установленных требований пожарной безопасности" N 517 от 01 октября 2007 года, постановления Правительства РФ N 820 от 21 декабря 2004 года, Федерального закона "О пожарной безопасности" N 69 от 21 декабря 1994 года, п.п. 3.1, 3.3, 3.14, 4.3 должностной инструкции, утвержденной 02 декабря 2010 года начальником 2 РОГПН Управления по ЮЗАО ГУ МЧС России по г. Москве, в том числе входило:
осуществлять надзорные функции на закрепленной за отделом территории;
выполнять обязанности по надзору в области гражданской обороны, пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области пожарной безопасности;
проводить мероприятия по надзору на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органа государственного пожарного надзора о проведении мероприятий по надзору в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
осуществлять государственную надзорную деятельность за соблюдением требований пожарной безопасности на закрепленных объектах;
в пределах своей компетенции использовать права должностного лица государственного надзора в области пожарной безопасности, предоставленные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, МЧС России и Главного управления МЧС России по г. Москве;
проводить обследования и проверки территорий, зданий, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
требовать предоставления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки;
входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создавшем угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей;
давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности в отношении товаров (работ, услуг), прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
вызывать в органы государственного пожарного надзора должностных лиц и граждан в связи с находящимися в производстве делами и материалами о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и их копии;
осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, определенных законодательством Российской Федерации в отношении граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц;
рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, а также направлять материалы административных дел на рассмотрение по подведомственности,
получил взятку в виде денег при следующих обстоятельствах.
На основании распоряжения начальника 2 РОГНД Управления по ЮЗАО ГУ МЧС по г. Москве N 1363 от 21 декабря 2010 года, Володько А.Н. было поручено осуществить внеплановую выездную проверку ООО "Формула 1" в помещении кафе, расположенного по адресу: г. Москва, С., с целью проверки соблюдения указанной организацией требований в области пожарной безопасности.
Действуя в соответствии со своими должностными обязанностями он в период с 21 декабря 2010 года по 23 декабря 2010 года, более точно время не установлено, созвонился с представителем ООО "Формула 1" Малаховым М.А. и затребовал необходимую для проверки документацию организации.
Далее, согласовав время и место встречи, он 23 декабря 2010 года, получив от представителя ООО "Формула 1" М. часть затребованной документации, регламентирующей деятельность указанной организации, в период времени с 16 час. 00 мин. до 18 час. 30 мин., находясь около здания РОГНД Управления по ЮЗАО ГУ МЧС России по г. Москве, расположенного по адресу: г. Москва, ул. С., корп. 6, будучи в силу занимаемого должностного положения осведомленным о несоблюдении ООО " Формула 1" требований законодательства в области противопожарной безопасности, влекущих административную ответственность вплоть до приостановления деятельности кафе, преследуя корыстные побуждения и понимая, что действует неправомерно, предложил М. предоставить ему денежное вознаграждение в размере 50 000 рублей, то есть взятку в виде денег.
Реализуя свой преступный умысел, направленный на получение взятки, 24 декабря 2010 года примерно в 17 час. 00 мин. он, находясь на рабочем месте, с целью личного обогащения, лично получил от представителя ООО. "Формула-1" М, действовавшего в рамках проводимых сотрудниками ОЭБ УВД по ЮЗАО г. Москвы оперативно-розыскных мероприятий, требуемые денежные средства в размере 50 000 рублей за незаконное бездействие и неисполнение возложенных на него должностных обязанностей, а именно, за непринятие им в рамках проводимой проверки предусмотренных законом мер по выявлению, фиксации и пресечению нарушений требований в области пожарной безопасности в помещении кафе по адресу: г. Москва, С.
Изучив доводы надзорного представления первого заместителя прокурора города Москвы Росинского В.В. по материалам уголовного дела, полагаю необходимым возбудить надзорное производство по следующим основаниям.
Выводы суда о виновности Володько А.Н. в содеянном, являются обоснованными, так как подтверждаются совокупностью собранных и всесторонне исследованных доказательств по делу, в том числе показаниями самого Володько А.Н., в полном объеме признавшего свою вину, показаниями свидетелей М., Ч., Е., Т., М., К., Л., Г., К., А., Ц., С., а также письменными и другими доказательствами, исследованными судом и приведенными в приговоре.
Все собранные доказательства были оценены судом в соответствии с требованиями ст. 88 УПК РФ с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а в своей совокупности признаны судом достаточными для разрешения уголовного дела по существу.
На основании всесторонне исследованных доказательств по делу суд правильно установил фактические обстоятельства дела и постановил обвинительный приговор в отношении Володько А.Н.
Решая вопрос о квалификации действий Володько А.Н., суд первой инстанции, принимая во внимание изменения, которые были внесены в УК РФ Федеральным законом N 97-ФЗ от 4 мая 2011 года, и положения ст. 10 УК РФ, пришел к выводу, что действия подсудимого Володько А.Н. подлежат квалификации по ч. 3 ст. 290 УК РФ (в указанной редакции) как получение должностным лицом лично взятки в виде денег за незаконное бездействие в пользу взяткодателя.
Между тем, по смыслу закона действия (бездействие), совершенные должностным лицом за взятку, признаются незаконными в случае получения виновным денег или иных выгод имущественного характера за совершение в пользу взяткодателя неправомерных действий, которые не вытекали из служебных полномочий должностного лица или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения.
По делу достоверно установлено, что принятие в рамках проводимой проверки предусмотренных законом мер по выявлению, фиксации и пресечению нарушений требований в области пожарной безопасности, в том числе направленных на административное приостановление деятельности кафе в соответствии со ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как и составление протокола в соответствии со ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, входило в круг служебных полномочий Володько А.Н. как должностного лица - инженера 2 регионального отдела государственной надзорной деятельности Управления по Юго-Западному административному округу Главного управления МЧС России по г. Москве, и деньги Володько А.Н. получил за бездействие в пределах своих служебных полномочий, то есть за не составление протокола об административном правонарушении.
В связи с изложенным, следует отметить, что уголовная ответственность за получение лицом лично или через посредника взятки в виде денег, в случае совершения действий (бездействия) в пользу взяткодателя, если такие действия (бездействия) входят в служебные полномочия должностного лица, что имело место в данном случае и на что обоснованно указывает автор надзорного представления, предусмотрена ч. 1 ст. 290 УК РФ (в редакции Федерального закона от 04.05.2011 N 97-ФЗ).
Изложенные обстоятельства являются достаточным основанием для возбуждения надзорного производства и передачи надзорного представления первого заместителя прокурора города Москвы Росинского В.В. на рассмотрение суда надзорной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 406 ч. 3 п. 2 УПК РФ, судья постановила:
возбудить надзорное производство по надзорному представлению первого заместителя прокурора города Москвы Росинского В.В. о пересмотре приговора Гагаринского районного суда от 31 мая 2011 года, которым Володько АН осужден за совершение преступления, предусмотренного ст. 290 ч. 3 УК РФ.
Передать надзорное представление первого заместителя прокурора города Москвы Росинского В.В. с уголовным делом на рассмотрение президиума Московского городского суда.
Судья Московского городского суда: |
Бондаренко Э.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.