В связи с принятием Закона СССР о государственном предприятии (объединении), а также решений директивных органов по вопросам обеспечения эффективной занятости населения и усиления социальных гарантий трудящихся значительные изменения внесены в законодательство СССР о труде. Кроме того, ряд нормативных и методических документов издан в их развитие Госкомтрудом СССР и ВЦСПС.
Исходя из этого, Министерство юстиции СССР пересмотрело Методические рекомендации от 27 апреля 1984 г. N К-14-220 об участии юридических служб предприятий, объединений и организаций в обеспечении соблюдения законодательства о труде и укреплении трудовой дисциплины.
Предлагаем на основе этого документа привести ведомственные рекомендации в соответствие с новым законодательством и обеспечить ими подведомственные предприятия и организации.
Методические рекомендации Минюста СССР от 27 апреля 1984 г. N К-14-220*(1) считать утратившими значение.
Методические рекомендации
об участии юридических служб предприятий, объединений и организаций в обеспечении соблюдения законодательства о труде и укреплении трудовой дисциплины
(утв. письмом Минюста СССР от 7 февраля 1989 г.)
1. Общие положения
1.1. Работа по обеспечению соблюдения законодательства о труде и укреплению трудовой дисциплины на предприятиях, в объединениях и организациях *(2) осуществляется руководителями предприятий, структурных единиц, отделами кадров, организации труда и заработной платы, охраны труда и техники безопасности, другими службами в тесном взаимодействии с общественными организациями и трудовыми коллективами. Активное участие в этой работе принимают юридические отделы (бюро), главные (старшие) юрисконсульты, юрисконсульты*(3) предприятий.
1.2. В настоящих Рекомендациях освещаются формы и методы деятельности юридической службы по обеспечению правильного применения законодательства о труде и укреплению трудовой дисциплины, призванные содействовать реализации положений Закона СССР о государственном предприятии (объединении)*(4) и Закона СССР "О кооперации в СССР"*(5) о сочетании централизованного руководства и социалистического самоуправления трудового коллектива, соблюдении интересов государства и граждан, воспитании у работников организованности и дисциплины.
1.3. Целесообразно, чтобы формы и методы участия юридического отдела, юрисконсульта в обеспечении соблюдения законодательства о труде и укреплении трудовой дисциплины нашли свое отражение в положении о юридической службе, должностных инструкциях юрисконсультов, разрабатываемых на предприятии.
1.4. Основными направлениями работы юридического отдела, юрисконсульта предприятия в обеспечении соблюдения законодательства о труде и укреплении трудовой дисциплины являются:
участие в разработке документов правового характера, регулирующих трудовые отношения на предприятии (правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора, положений о премировании, вознаграждении по итогам работы за год, о совете трудового коллектива, производственной бригаде, совете бригадиров и др.);
обеспечение соответствия действующему законодательству представляемых на подпись руководству предприятия проектов приказов, распоряжений, инструкций, стандартов предприятия и других правовых актов;
осуществление контроля за соответствием требованиям законодательства приказов и других правовых актов по трудовым вопросам, изданных руководителями подразделений предприятия, структурных единиц объединения;
оказание юридической помощи хозяйственным руководителям и специалистам в использовании правовых средств для укрепления трудовой дисциплины, правильного применения предусмотренных законодательством мер ответственности за прогулы, опоздания, другие нарушения дисциплины и порядка на производстве;
организация и проведение работы на предприятии по систематизированному учету законодательства о труде, локальных нормативных актов, поддержанию нормативной базы предприятия в контрольном состоянии;
оказание юридической помощи совету трудового коллектива, профсоюзному комитету предприятия, комиссии по трудовым спорам, товарищескому суду, группе народного контроля и общественным организациям, действующим в трудовом коллективе;
пропаганда и разъяснение законодательства о труде в трудовом коллективе предприятия.
1.5. Реализация основных направлений работы юридической службы в обеспечении соблюдения законодательства о труде и укреплении трудовой дисциплины осуществляется на основе планов работы юридического отдела, юрисконсульта предприятия.
При планировании работы юридических служб по этим вопросам полезными могут оказаться сведения, содержащиеся в отчетах о выполнении плана по труду.
Указанные отчеты составляются по формам, утвержденным Госкомстатом СССР - формы N 2-Т и N 2-Т (краткая) - для промышленных предприятий (по форме N 2-Т отчет составляется за год, квартал и месяц, а по форме N 2-Т (краткая) - за месяц).
Для строительных организаций по этому вопросу утверждается форма N 3-Т, а для других организаций форма N 1-Т с индексами отраслей. Отдельные формы для составления отчета по труду утверждаются для совхозов, проектно-изыскательских и других организаций. Для этих и ряда других отраслей эти формы имеют иную нумерацию.
Обычно с этими формами отчетности работу ведут плановые службы, либо службы организации труда и заработной платы, или, в зависимости от специфики отрасли, специальные учетно-статистические подразделения или службы.
Следует также использовать разрабатываемые отделом кадров аналитические данные о состоянии трудовой дисциплины как по предприятию в целом, так и по подразделениям, цехам, участкам, обращая внимание на причины этих нарушений, а также подготовленные соответствующими службами материалы обобщений писем, заявлений, жалоб рабочих и служащих, документы комиссий, проверок, осуществляемых правовой и технической инспекциями труда, судебную практику по рассмотрению трудовых споров, возникших на предприятии.
2. Участие в разработке документов правового характера, регулирующих трудовые отношения на предприятии
2.1. Юридический отдел, юрисконсульт совместно с соответствующими структурными подразделениями, а в отдельных случаях самостоятельно разрабатывает правовые документы предприятия по вопросам применения законодательства о труде.
Принимая участие в разработке Правил внутреннего трудового распорядка предприятия, юридическому отделу, юрисконсульту следует более полно учитывать специфику работы данного предприятия. В этих целях необходимо вносить предложения о привлечении к подготовке этого документа специалистов соответствующих подразделений. Подготовленный проект Правил внутреннего трудового распорядка подлежит утверждению трудовым коллективом*(6) на собраниях, проводимых в порядке, определенном ст. 20 Закона о трудовых коллективах.
2.2. В работе по подготовке проекта и заключению коллективного договора на предприятии должна принимать участие юридическая служба.
При этом юридический отдел, юрисконсульт обращает внимание на соблюдение установленного законодательством порядка подготовки и заключения коллективных договоров, предусмотренного постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 марта 1966 г. N 177 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 14 октября 1976 г. N 846 и постановлением Совета Министров СССР от 23 мая 1984 г. N 486)*(7). Следует учитывать также Общее положение о порядке заключения коллективных договоров, утвержденное постановлением Президиума ВЦСПС и Госкомтруда СССР от 27 ноября 1987 г. N П-9/726. Кроме того, нужно иметь в виду, что постановлением Президиума ВЦСПС и Госкомтруда СССР от 11 марта 1987 г. N П-3/150*(8) отменена регистрация коллективных договоров, заключаемых на предприятиях.
Содержание коллективного договора должно соответствовать Основам законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (ст.ст. 6 и 7), кодексам законов о труде союзных республик*(9) и другим нормам действующего законодательства.
В тексте договора и приложенных к нему документах не должно содержаться ссылок на утратившие силу нормативные акты, юридически неграмотных записей и неточных формулировок, которые могут привести к нарушению законодательства о труде.
При подготовке проекта коллективного договора на предстоящий год необходимо учитывать недостатки и ошибки, имевшиеся в практике ранее при заключении коллективных договоров (например, нарушение прав несовершеннолетних на получение отпуска в летнее время, необоснованное сокращение срока дополнительных отпусков и др.)
Если в течение года в коллективный договор будут вноситься дополнения и изменения, юридический отдел, юрисконсульт должен обеспечивать соответствие действующему законодательству вносимых изменений и дополнений.
Желательно, чтобы юридическая служба оказывала помощь администрации, профсоюзному комитету, совету трудового коллектива, общественным организациям в исполнении коллективного договора, принимала участие в проверках хода его выполнения, особенно в той ее части, которая касается соблюдения законодательства о труде и укрепления трудовой дисциплины.
2.3. При подготовке проектов положений о премировании и выплате вознаграждений по итогам работы за год следует руководствоваться Законом СССР о государственном предприятии (объединении)*(10), постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115*(11), имея в виду повышение ответственности работников за упущения в работе, нарушения трудовой и производственной дисциплины.
Целесообразно также предусматривать в качестве условий лишения (снижения размера) премий (вознаграждения по итогам года) работников совершение ими прогула, появление на работе в нетрезвом состоянии*(12), мелкие хищения государственного или общественного имущества*(13) и другие нарушения, предусмотренные действующим законодательством.
Рекомендуется при премировании бригадиров предприятий промышленности за выполнение и перевыполнение установленных показателей (условий) учитывать состояние трудовой дисциплины в бригаде, а в отношении начальников цехов (участков, смен), мастеров и других руководителей подразделений - их деятельность по укреплению трудовой дисциплины.
Юридический отдел, юрисконсульт предприятия принимает участие в разработке правовых документов по внедрению бригадной формы организации труда, в том числе таких, как положения о производственной бригаде, о совете производственной бригады, о совете бригадиров, паспорта производственной бригады, об условиях оплаты труда членов бригады.
2.4. Формы участия в разработке положений о подразделениях предприятия, структурных единицах объединения, должностных инструкций могут быть различными: непосредственное участие в разработке проектов, консультирование, подготовка юридических заключений и предложений.
При подготовке проектов этих нормативных актов юридической службе следует исходить из требований постановления ЦК КПСС Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. N 1117 "О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве"*(14) об обеспечении четкой регламентации функций каждого подразделения, а также работников, их обязанностей в части неукоснительного и качественного выполнения производственных функций и должностных обязанностей.
Правовая регламентация каждой из сфер хозяйственной и социальной деятельности предприятия способствует установлению четкого порядка осуществления управленческих функций, определению не только обязанностей, но и ответственности каждого исполнителя.
Участвуя в разработке такого рода положений и инструкций, юридическая служба обращает внимание разработчиков на четкость формулирования задач, стоящих перед подразделением или должностным лицом, объема и характера работы, мер ответственности за те или иные упущения, что дает возможность спросить за конкретные действия и тем самым повысить организованность и дисциплину на предприятии. Особо в этих документах должны быть выделены роль и ответственность руководителей подразделений, цехов, участков, смен, бригад за состояние трудовой дисциплины.
В необходимых случаях юридической службе следует по своей инициативе вносить руководству предприятия предложения о разработке приказов, должностных инструкций, положений, других правовых актов, направленных на укрепление трудовой дисциплины на производстве.
Подготавливаемый проект нормативного акта предприятия должен соответствовать действующему законодательству.
В этих целях юридическая служба особо обращает внимание на то, чтобы при ссылках в указанных актах на действующее законодательство были учтены все внесенные в него изменения и дополнения. Для этого каждую ссылку надо обязательно проверять по контрольным экземплярам актов законодательства (Основ, КЗоТ и др.), содержащих соответствующие отметки об изменении и дополнении того или иного акта. Целесообразно, чтобы за ведением контрольных экземпляров нормативных актов устанавливалась персональная ответственность конкретных сотрудников подразделений.
Юридический отдел, юрисконсульт оказывают помощь специалистам подразделений по правовым вопросам, возникающим при подготовке проекта. Подготовленный проект локального нормативного акта после его согласования со всеми заинтересованными подразделениями передается в юридический отдел, юрисконсульту предприятия, который проверяет его на предмет соответствия действующим нормативным актам.
2.5. На каждом предприятии для обеспечения соблюдения законодательства о труде и укрепления трудовой дисциплины необходимо иметь образцы правовых актов (приказов, инструкций, положений предприятий и др.), что является правовой основой для организации работы и облегчает контроль за исполнением этих документов должностными лицами и всеми специалистами.
3. Обеспечение соответствия действующему законодательству правовых актов, издаваемых на предприятии
3.1. Проверяя соответствие законодательству представляемых на подпись руководителю проектов приказов, распоряжений, инструкций, положений по вопросам, связанным с применением законодательства о труде, юридическая служба прежде всего выясняет: правомочен ли руководитель издать приказ (другой акт правового характера) по данному вопросу или решение предусмотренных в проекте вопросов относится к компетенции вышестоящих органов; не требуется ли согласование данного проекта с профсоюзным комитетом либо советом трудового коллектива, учтены ли предложения трудового коллектива предприятия (ст. ст. 6, 7, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16 Закона о трудовых коллективах); правильно ли сделаны ссылки на законы и другие нормативные акты.
Если поступивший в юридический отдел, к юрисконсульту проект не согласован с заинтересованными подразделениями предприятия, а в предусмотренных законодательством случаях с профсоюзным комитетом либо советом трудового коллектива, то он должен быть возвращен лицу, ответственному за его подготовку с соответствующими замечаниями. Убедившись в том, что проект соответствует предъявляемым к нему требованиям, начальник юридического отдела, юрисконсульт визирует его.
3.2. При проверке проектов приказов (распоряжений) о приеме на работу юридическому отделу, юрисконсульту помимо условий, указанных в п. 3.1 настоящих Рекомендаций, следует выяснить:
не противоречат ли действующему законодательству основные и дополнительные условия трудового договора (в частности, обоснованно ли установленное испытание при приеме на работу и правильно ли определена его продолжительность, имеется ли удостоверение о направлении на работу молодого специалиста);
соответствует ли приказ (распоряжение) о приеме на работу формам (N Т-1, Т-5, Т-8), утвержденным приказом ЦСУ СССР от 9 сентября 1980 г. N 443 (формы прилагаются к Методическим рекомендациям-см. приложение*(15)). Следует иметь в виду, что фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора, независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен*(16). В связи с этим юридическому отделу, юрисконсульту надо учитывать и разъяснять работникам отдела кадров, другим должностным лицам, специалистам, что трудовой договор считается заключенным, если выполнение работы без издания приказа (распоряжения) поручено должностным лицом, обладающим правом приема на работу, либо когда эта работа выполнялась с его ведома.
3.3. Юридическому отделу, юрисконсульту при проверке проектов приказов (распоряжений) о переводе на другую работу нужно убедиться в следующем:
если работник переводится на другую постоянную работу, то имеется ли его согласие на такой перевод, ознакомлен ли работник со всеми условиями его труда по новой работе. Однако при этом следует иметь в виду, что не считается переводом на другую работу и не требует согласия работника перемещение его на том же предприятии на другое рабочее место, в другое подразделение в той же местности, поручение работы на другом механизме или агрегате в пределах специальности, квалификации или должности, обусловленной трудовым договором*(17);
если перевод осуществляется временно, по производственной необходимости, то имеются ли фактические обстоятельства, свидетельствующие о производственной необходимости (примерный перечень таких случаев приведен в ст. 14 Основ), соблюдены ли сроки такого перевода и порядок оплаты труда;
если временный перевод, применяется как мера дисциплинарного взыскания, то соблюдены ли условия наложения дисциплинарного взыскания*(18).
При этом следует иметь в виду, что время выполнения работ, на которые рабочий или служащий переведен за нарушение трудовой дисциплины, в срок предупреждения об увольнении не засчитывается. До истечения срока выполнения работ, на которые рабочий или служащий переведен за нарушение трудовой дисциплины, администрация с учетом интересов производства может по договоренности с работником расторгнуть трудовой договор. Увольнение в этом случае производится по ст. 31 КЗоТ, а не по соглашению сторон (п. 1 ст. 29 КЗоТ)*(19).
3.4. При проверке проектов приказов (распоряжений) о прекращении трудового договора*(20) юридическая служба обращает внимание на законность и обоснованность увольнения. С этой целью следует проверить, соблюден ли установленный законодательством порядок увольнения работника.
В частности, получено ли согласие профсоюзного комитета на данное увольнение, предлагалась ли в порядке трудоустройства другая работа (например, при увольнении по сокращению штатов), учтены ли дополнительные гарантии, предусмотренные законодательством для определенных категорий работников (см. постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 декабря 1987 г. N 1457)*(21), имеются ли фактические обстоятельства, послужившие основанием для увольнения (например, наличие приказа о сокращении численности или штата работников, документы, подтверждающие факт совершения прогула без уважительной причины, и т.д.); соответствуют ли формулировки увольнения, изложенные в приказе (распоряжении), формулировкам действующего законодательства, содержатся ли при этом ссылки на соответствующую статью, пункт закона.
3.5. Юридическому отделу, юрисконсульту при визировании проектов приказов о наложении дисциплинарных взысканий необходимо тщательно проверять соблюдение условий наложения дисциплинарных взысканий. В частности, не пропущен ли срок для наложения взыскания, затребовано ли письменное объяснение от нарушителя трудовой дисциплины (п. 29 Типовых правил внутреннего трудового распорядка)*(22), соответствует ли избранный вид взыскания предусмотренным законодательством видам дисциплинарных взысканий.
4. Осуществление контроля за соответствием требованиям законодательства правовых актов, изданных руководителями подразделений предприятия, структурных единиц объединения
4.1. Юридическая служба, осуществляя контроль за законностью актов, изданных в подразделениях предприятия и структурных единицах объединения, использует те же формы и методы, которые применяются при проверке соответствия законодательству проектов приказов и других правовых актов, издаваемых на предприятии (пп. 3.1 - 3.5 настоящих Рекомендаций).
4.2. Для проведения таких проверок целесообразно разрабатывать памятку (перечень вопросов), по которой будет проводиться изучение. Круг вопросов, включаемых в памятку, должен охватывать прежде всего проверку соблюдения законодательства при заключении и прекращении трудового договора, переводах и перемещениях, труде женщин, несовершеннолетних, возмещении материального ущерба, наложении взысканий и применении мер поощрения. Особо нужно предусмотреть изучение практики использования правовых средств и целях укрепления трудовой дисциплины, анализ причин прогулов, опозданий и других нарушений дисциплины труда. Проверки желательно планировать таким образом, чтобы в течение определенного периода ими были охвачены прежде всего основные подразделения предприятия, структурные единицы объединения, в которых отмечались нарушения.
4.3. По итогам проверок рекомендуется составлять справку с предложениями по устранению выявленных нарушений, а также с указанием мер по их предупреждению. Результаты проверок следует докладывать руководителю подразделения, а затем руководителю предприятия. В необходимых случаях юридический отдел, юрисконсульт должен ставить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, а также о возмещении материального ущерба, причиненного предприятию их неправомерными действиями.
5. Участие в работе по укреплению трудовой дисциплины
5.1. Юридическая служба принимает участие в разработке и осуществлении мероприятий по использованию правовых средств для укрепления трудовой дисциплины на предприятии.
Для этого юридическому отделу, юрисконсульту рекомендуется совместно с отделом кадров, желательно при участии общественных организаций, периодически анализировать данные о нарушениях трудовой дисциплины как по предприятию в целом, так и по отдельным подразделениям, цехам, участкам, структурным единицам, выявлять причины этих нарушений и вносить предложения об использовании правовых средств по их устранению. При этом следует исходить из того, что нарушения трудовой дисциплины в современных условиях должны рассматриваться как уклонение от выполнения установленной Конституцией СССР обязанности добросовестно трудиться*(23).
Анализируя данные статистической отчетности предприятия о выполнении плана по труду "Использование календарного фонда времени промышленно-производственных рабочих", юридическому отделу, юрисконсульту нужно знать, что такая полугодовая отчетность высылается 15 числа после отчетного периода предприятиями, состоящими на самостоятельном балансе, местному статистическому управлению и своей вышестоящей организации.
При разработке и внесении руководству предложений об использовании правовых средств для укрепления трудовой дисциплины юридическая служба учитывает, что Правительством СССР поручено хозяйственным руководителям улучшить правовую работу, шире использовать юридическую службу, в том числе для укрепления трудовой дисциплины, предупреждения любых нарушений порядка и организованности на производстве*(24).
5.2. Юридическому отделу, юрисконсульту следует участвовать в проведении обобщений практики применения на предприятии норм законодательства к нарушителям трудовой дисциплины. При этом рекомендуется обращать внимание на умелое сочетание применения правовых мер с мерами общественного воздействия, на необходимость неуклонного применения к прогульщикам и другим нарушителям трудовой дисциплины предусмотренных законодательством дисциплинарных взысканий (ст. 56 Основ, ст. 135 КЗоТ).
В этой связи нужно учитывать, что в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля 1984 г. N 3 "О применении судами законодательства, регулирующего заключение, изменение и прекращение трудового договора" (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума Верховного Суда СССР от 5 сентября 1986 г. N 12 и от 6 апреля 1988 г. N 3)*(25) прогулом следует считать не только отсутствие на работе без уважительной причины в течение всего рабочего дня или более трех часов в течение рабочего дня, но и самовольный без разрешения администрации уход работника в очередной отпуск, самовольное использование дней отгула, оставление работы до истечения действия срочного трудового договора, оставление работы молодым специалистом ранее установленного срока отработки на производстве.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что появление на работе в нетрезвом состоянии, состоянии наркотического или токсического опьянения является грубейшим нарушением трудовой дисциплины и является самостоятельным основанием для расторжения трудового договора по инициативе администрации*(26).
За систематическое нарушение трудовой дисциплины, прогул без уважительных причин или появление на работе в нетрезвом состоянии рабочий или служащий может быть переведен на другую нижеоплачиваемую работу или смещен на другую низшую должность на срок до трех месяцев*(27). Важно помнить, что перевод или смещение на низшую должность в таких случаях могут быть произведены без учета профессии и специальности работника. Не допускается перевод на такую работу, которая противопоказана работнику по состоянию здоровья*(28).
Систематически нарушающими трудовую дисциплину считаются рабочие и служащие, которые имеют дисциплинарное или общественное взыскание за нарушение трудовой дисциплины и нарушили ее вновь*(29).
Юридическому отделу, юрисконсульту следует проявлять инициативу, вносить руководству конкретные предложения о проведении проверок состояния использования правовых средств для укрепления трудовой дисциплины в тех подразделениях, цехах, участках предприятия, где по данным, имеющимся у юридической службы, отдела кадров, отдела труда и заработной платы, профсоюзного комитета, наиболее часто нарушается трудовая дисциплина, не соблюдаются Правила внутреннего трудового распорядка, издаются незаконные правовые акты (приказы, распоряжения), связанные с трудовыми отношениями.
Важно, чтобы итоги проверок, выявленные нарушения и принятые по ним меры в обстановке широкой гласности обсуждались на собраниях трудовых коллективов, освещались в местной печати и радиовещании.
При обсуждении на собраниях, совещаниях, семинарах вопросов состояния трудовой дисциплины целесообразно называть конкретных нарушителей трудовой дисциплины, доводить до сведения коллектива причины этих нарушений, приводить данные о размерах потерь рабочего времени и непроизводительных расходах, понесенных предприятием по вине нарушителей трудовой дисциплины, и о мерах, принятых к этим нарушителям.
В этой связи полезной формой информации является также оборудование специальных стендов либо введение на доске показателей графы о состоянии трудовой дисциплины.
В лекциях и беседах, проводимых юридическими работниками, важно всемерно подчеркивать необходимость использования всего арсенала правовых средств и силу закона для укрепления трудовой дисциплины, организованности и порядка на предприятии.
5.3. Юридическому отделу, юрисконсульту следует активнее рекомендовать администрации шире использовать предоставленное ей право передачи вопроса о нарушении трудовой дисциплины на рассмотрение товарищеского суда или общественной организации (ст. 56 Основ, ст. 138 КЗоТ), всемерно оказывать помощь в оформлении материалов о нарушениях трудовой дисциплины, передаваемых на рассмотрение товарищеского суда трудовым коллективом (ст. 9 Закона о трудовых коллективах).
5.4. Юридической службе рекомендуется в необходимых случаях ставить вопрос перед администрацией и профсоюзным комитетом об использовании и других предусмотренных законодательством мер воздействия на злостных нарушителей трудовой дисциплины: не предоставлять им льготные путевки в санатории и дома отдыха, переносить очередь на получение жилой площади, изменять время предоставления очередного отпуска и другие меры воздействия*(30).
6. Участие в работе по возмещению материального ущерба, причиненного предприятию вследствие нарушения законодательства о труде
6.1. Юридический отдел, юрисконсульт принимает участие в рассмотрении администрацией вопроса о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию. При этом юридическая служба должна обеспечить соблюдение предусмотренного законом порядка при возложении на рабочих и служащих обязанности возместить материальный ущерб.
6.2. Участвуя в этой работе, в частности при проверке проектов приказов (распоряжений) администрации, юридической службе рекомендуется обращать внимание на выполнение требований законодательства о материальной ответственности (ст. ст. 49, 93 Основ; 118 - 123, 215 - 219 КЗоТ), Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г. с последующими изменениями и дополнениями*(31).
6.3. Юридическому отделу, юрисконсульту при проверке проектов приказов (распоряжений), исковых материалов о возмещении причиненного материального ущерба предприятию нужно удостовериться, правильно ли избран вид ответственности (ограниченная или полная), имеются ли документы, подтверждающие вину работника, правильно ли определен размер возмещения ущерба, соблюден ли установленный законом порядок привлечения работника к материальной ответственности.
7. Оказание правовой помощи совету трудового коллектива, профсоюзному комитету, комиссии по трудовым спорам, товарищескому суду, общественным организациям предприятия
7.1. Юридический отдел, юрисконсульт, оказывая правовую помощь совету трудового коллектива, профсоюзному комитету, комиссии по трудовым спорам, товарищескому суду, общественным организациям, участвует в разработке мероприятий по укреплению трудовой дисциплины, борьбе с прогулами, пьянством, другими нарушениями Правил внутреннего трудового распорядка. Формы участия могут быть различными: оказание помощи в подготовке документов правового характера, консультирование, проведение занятий (семинаров) с членами совета трудового коллектива, профсоюзного комитета, комиссии по трудовым спорам, товарищеских судов, общественных организаций по изучению наиболее актуальных для данного предприятия норм законодательства о труде, участие в заседаниях этих организаций при рассмотрении конкретных случаев нарушений трудовой дисциплины, оказание помощи в работе общественной юридической консультации.
7.2. В случае отсутствия на предприятии общественной юридической консультации рекомендуется внести предложение профсоюзному комитету о ее создании, оказать помощь в подготовке положения о ней с учетом Примерного положения об общественной юридической консультации, утвержденного постановлением Секретариата ВЦСПС от 3 августа 1973 г. N 22 и постановлением коллегии Министерства юстиции СССР от 20 августа 1973 г. N 19/2*(32).
7.3. Желательно также своевременно информировать членов совета трудового коллектива, профсоюзного комитета, комиссии по трудовым спорам, работников отдела кадров, а также администрацию предприятия и руководителей подразделений, структурных единиц о вновь принятых нормативных актах законодательства о труде, постановлениях и разъяснениях Госкомтруда СССР, ВЦСПС, постановлениях Пленума Верховного Суда СССР. Для этого может быть использована, в частности, такая форма, как направление в цеха, отделы, профсоюзному комитету, общественным организациям информационных писем, бюллетеней по отдельным вопросам законодательств о труде (о труде женщин, несовершеннолетних, о материальной ответственности за ущерб, причиненный предприятию, и др.).
8. Оказание правовой помощи администрации и общественным организациям в применении Закона о трудовых коллективах
8.1. Юридическому отделу, юрисконсульту нужно принимать активное участие в организации работы по изучению и пропаганде Закона о трудовых коллективах, в разъяснении его конкретных норм, установивших принципы участия трудового коллектива в управлении предприятием, его полномочия и формы их осуществления.
8.2. Юридическая служба оказывает правовую помощь в применении на предприятии Закона о трудовых коллективах, особенно в реализации трудовым коллективом своих полномочий в части обеспечения трудовой дисциплины (ст. 9 Закона), соблюдения законодательства о труде при заключении коллективных договоров (ст. 7 Закона), в улучшении условий и охраны труда (ст. 15 Закона), в улучшении социально-культурных и жилищно-бытовых условий работников (ст. 16 Закона) и др.
8.3. При рассмотрении трудовым коллективом проектов законов, решений местных Советов народных депутатов, затрагивающих интересы коллектива, и других вопросов государственной и общественной жизни, вынесенных на обсуждение (ст. 5 Закона), юридическому отделу, юрисконсульту нужно убедиться в том, что представляемые по ним предложения составлены юридически грамотно и соответствуют действующему законодательству.
8.4. При рассмотрении трудовым коллективом вопросов повышения квалификации кадров (ст. 13 Закона) юридической службе рекомендуется вносить предложения о включении в программы обучения правовых вопросов, особенно изучение основных норм законодательства о труде и укреплении трудовой дисциплины.
8.5. Законом о трудовых коллективах (ст. 18) определены основные полномочия коллектива производственной бригады, в том числе в вопросах оплаты и стимулирования труда, повышения квалификации работников, воспитания членов бригады, привлечения к ответственности нарушителей дисциплины. Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 1 декабря 1983 г. N 1125 "О мерах по дальнейшему развитию и повышению эффективности бригадной формы организации и стимулирования труда в промышленности"*(33) обращено внимание на необходимость усиления роли бригад в ускорении интенсификации общественного производства, совершенствования бригадной формы организации и стимулирования труда, постепенного внедрения бригадного хозяйственного расчета.
В связи с этим юридической службе рекомендуется оказывать всемерную правовую помощь отделу труда и заработной платы, руководителям подразделений, цехов, участков, смен в подготовке положений и других правовых документов, регулирующих бригадную форму организации труда. При этом следует иметь в виду, что положение о производственной бригаде предприятия должно соответствовать Типовому положению о производственной бригаде, которое по решению Правительства СССР утверждается Госкомтрудом СССР совместно с ВЦСПС, а также отраслевому положению о производственной бригаде, которое утверждается соответствующим министерством, ведомством совместно с центральным (республиканским) комитетом профсоюза на основе Типового положения*(34).
9. Пропаганда и разъяснение законодательства о труде в трудовом коллективе предприятия
9.1. Участвуя в работе по пропаганде и разъяснению в коллективе предприятия законодательства о труде, юридической службе следует совместно с соответствующими подразделениями организовывать чтение лекций, проведение семинаров и бесед, выступление специалистов предприятия в стенной, многотиражной печати, по местному радиовещанию, помогать составлять планы таких занятий и выступлений, с учетом необходимости подвергать критике нарушителей трудовой дисциплины.
Целесообразно в местной газете иметь постоянную рубрику по вопросам законодательства, в которой регулярно освещать основные положения действующего законодательства о труде, вновь принимаемые акты, регулирующие трудовые отношения; сообщать о новинках популярной юридической литературы, вышедших сборниках, справочниках, брошюрах по вопросам труда. Желательно в этих рубриках регулярно помещать консультации, ответы на вопросы, связанные с применением законодательства о труде; полезно использовать наглядную агитацию (например, оформлять стенды "Уголок правовых знаний", "Уголок права", "Человек и закон").
9.2. При организации работы по изучению должностными лицами законодательства о труде юридической службе следует вносить руководству предприятия предложения о порядке проведения такого изучения, лично участвовать в проведении занятий (семинаров), оказывать помощь в разработке тематических планов, подборе лекторов, преподавателей.
Если на предприятии действует университет, факультет, кружок правовых знаний, нужно включать в программу изучение вопросов законодательства о труде, оказывать помощь в составлении программы обучения. При этом целесообразно учитывать результаты анализа отчетных данных предприятия о потерях рабочего времени, вызванных прогулами, а также использовать итоги анализа жалоб и заявлений работников с тем, чтобы акцентировать внимание на изучении тех норм законодательства о труде, которые чаще всего нарушаются на данном предприятии.
Особо следует обращать внимание на изучение соответствующих положений Закона СССР о государственном предприятии (объединении), Закона о трудовых коллективах, постановлений ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 28 июля 1983 г. N 744 "Об усилении работы по укреплению социалистической дисциплины труда"*(35) (с последующими изменениями) и Совета Министров СССР и ВЦСПС от 28 июля 1983 г. N 745 "О дополнительных мерах по укреплению трудовой дисциплины" (с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 23 августа 1986 г. N 1010)*(36).
Изучение Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, кодексов законов о труде союзных республик следует вести с учетом изменений, внесенных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1988 г. "О внесении в законодательство Союза ССР о труде изменений и дополнений, связанных с перестройкой управления экономикой"*(37) и соответствующими Указами Президиумов Верховных Советов союзных республик.
Важно, чтобы в ходе занятий с соответствующими категориями руководителей и специалистов предприятия, прежде всего кадровых служб, членами совета трудового коллектива, профсоюзным активом были проработаны постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 декабря 1987 г. N 1457 "Об обеспечении эффективной занятости населения, совершенствовании системы трудоустройства и усилении социальных гарантий для трудящихся" и от 8 февраля 1988 г. N 174 "О порядке избрания советов трудовых коллективов и проведения выборов руководителей предприятий (объединений)"*(38). Одновременно целесообразно организовать изучение разработанных в соответствии с указанными постановлениями Положения о порядке высвобождения, трудоустройства рабочих и служащих и предоставления им льгот и компенсаций*(39), а также Рекомендаций о порядке избрания советов трудовых коллективов, проведения выборов руководителей и конкурсов на замещение должностей специалистов государственных предприятий (объединений)*(40).
9.3. Юридической службе предприятия необходимо установить деловые контакты с органами прокуратуры и юстиции, народным судом, правовыми инспекциями труда профсоюзов. Желательно привлекать работников этих органов к проведению на предприятии профилактических мероприятий, в частности к чтению лекций, проведению семинаров, организации выездных судебных процессов по делам о нарушении законодательства о труде, для чего нужно главным образом использовать материалы о нарушении законодательства о труде и трудовой дисциплины на данном предприятии.
10. Настоящие Методические рекомендации предназначены не только для работников юридической службы, но и для широкого круга специалистов кадровых подразделений, отделов труда и заработной платы, а также общественных организаций предприятий.
С учетом особенностей применения Закона СССР "О кооперации в СССР" рекомендации могут быть использованы юристами, осуществляющими правовое обслуживание различного рода кооперативных организаций.
К Методическим рекомендациям прилагаются:
1. Примерные образцы формулировок приказов и записей в трудовых книжках.
______________________________
*(1) См. Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР N 9 за 1984 год.
*(2) В дальнейшем для краткости употребляется термин "предприятие", за исключением случаев, когда речь идет об особенностях объединений.
*(3) В дальнейшем употребляются термины "юридический отдел", "юрисконсульт", "юридическая служба".
*(4) Ведомости Верховного Совета СССР, 1987, N 26, ст. 385.
*(5) Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 22, ст. 355.
*(6) См. ст. 9 Закона о трудовых коллективах.
*(7) СП СССР, 1966, N 5, ст. 51; 1976, N 24, ст. 123; 1984, N 21, ст. 114.
*(8) Сборник постановлений ВЦСПС. М., "Профиздат", 1987, с. 104.
*(9) В дальнейшем для краткости употребляются термины "Основы", "КЗоТ". Нумерация статей кодекса дается по КЗоТу РСФСР.
*(10) См. ст. 14 Закона СССР о государственном предприятии (объединении).
*(11) СП СССР, 1986, N 34, ст. 179.
*(12) См. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1985 г. "Об усилении борьбы с пьянством". - Ведомости Верховного Совета СССР, 1985, N 21, ст. 369.
*(13) См. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 декабря 1982 г. "Об усилении борьбы с мелкими хищениями государственного или общественного имущества" с изменениями, внесенными Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1986 г. "Об усилении борьбы с извлечением нетрудовых доходов". - Ведомости Верховного Совета СССР, 1982, N 49, ст. 933; 1986, N 22, ст. 364.
*(14) СП СССР, 1980, N 3, ст. 17.
*(15) В "Бюллетене" не приводятся.
*(16) См. ст. 18 КЗоТ.
*(17) См. ст. 25 КЗоТ.
*(18) См. ст. 135 КЗоТ.
*(19) См. пп. 3.3 и 3.4 Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25 октября 1983 г. N 8/22-31. - Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1984, N 1, с. 22.
*(20) См. ст. ст. 15-20 Основ, 29 - 40 КЗоТ.
*(21) СП СССР, 1988, N 5, ст. 13.
*(22) См. постановление Госкомтруда СССР от 20 июля 1984 г. N 213. - Бюллетень Госкомтруда СССР, 1984, N 11, с. 11.
*(23) См. п. 1 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 28 июля 1983 г. N 744. - СП СССР, 1983, N 21, ст. 115.
*(24) См. п. 10 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 28 июля 1983 г. N 745 "О дополнительных мерах по укреплению трудовой дисциплины".-СП СССР, 1983, N 21, ст. 116.
*(25) Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, 1924 - 1986 гг. Изд-во "Известия Советов народных депутатов СССР", 1987, с. 308. - Бюллетень Верховного Суда СССР, 1988, N 3, с. 7.
*(26) См. п. 7 ст. 33 КЗоТ.
*(27-29) См. пп. 3.1 - 3.3 Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25 октября 1983 г. N 8/22-31. - Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1984, N 1, с. 22.
*(30) См. п. 15 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. N 1117 "О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве". - СП СССР. 1980, N 3, ст. 17.
*(31) Ведомости Верховного Совета СССР, 1976, N 29, ст. 427; 1983, N 5, ст. 74; N 33, ст. 507; N 47, ст. 723; 1986, N 22, ст.ст. 362 и 364.
*(32) Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1978, N 8, с. 31.
*(33) СП СССР, 1984, N 1. ст. 2.
*(34) См. постановление Совета Министров СССР от 25 августа 1983 г. N 835 "О порядке утверждения положений о производственных, бригадах".- СП СССР, 1983, N 24, ст. 138.
*(35) СП СССР, 1983, N 21, ст. 115.
*(36) СП СССР, 1983, N 21, ст. 116; 1986, N 31, ст. 165.
*(37) Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 6, ст. 95.
*(38) СП СССР, 1988, N 9, ст. 24.
*(39) Утверждено постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 марта 1988 г. N 113/6-64. - Бюллетень Госкомтруда СССР, 1988, N 6, с. 3.
*(40) Утверждены постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 8 февраля 1988 г. N 68а/14-18а. - Бюллетень Госкомтруда СССР, 1988, N 6, с. 8.
Согласованы с Госкомтрудом СССР и ВЦСПС
Приложение
Образцы формулировок приказов и записей в трудовых книжках*(1)
В приказе |
В графе 3 раздела "Сведения о работе" трудовой книжки |
1. Прием на работу 1.1. Прием на работу на неопределенный срок, с нормальной продолжительностью рабочего времени, без установления и с установлением испытания | |
Сергеева Владимира Ивановича принять на работу с 07.01.89 на предприятие (завод, шахта, стройуправление) токарем-расточником 5 разряда с тарифной ставкой ____________ руб. и направить в механический цех. |
Принят в механический цех токарем-расточником 5 разряда |
Основание: заявление т. Сергеева В.И. |
|
С приказом ознакомлен |
|
Антонова Льва Сергеевича принять на работу с 05.07.89 в цех N 2 контролером-приемщиком 5 разряда (с повременной оплатой труда по тарифной ставке, установленной для рабочих, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда). |
Принят в цех N 2 контролером-приемщиком 5 разряда |
Основание: заявление т. Антонова Л.С. |
|
С приказом ознакомлен |
|
Иванову Ирину Анатольевну принять на работу с 25.05.89 с месячным испытательным сроком в планово-экономический отдел экономистом по планированию с окладом _____ руб. в месяц. |
Принята в планово-экономический отдел экономистом по планированию |
Основание: заявление т. Ивановой И.А. |
|
С приказом ознакомлена |
|
Семенова Игоря Петровича принять на работу с 21.06.89 с трехмесячным испытательным сроком в отдел капитального строительства инженером с окладом _______ руб. в месяц. |
Принят в отдел капитального строительства инженером |
Основание: заявление т. Семенова И.П., согласие профкома (протокол N от ). |
|
С приказом ознакомлен |
|
1.2. Прием на работу на неопределенный срок, с установлением неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, без установления и с установлением испытания | |
Кравцова Олега Матвеевича принять на работу с 27.08.89 с недельным испытательным сроком в цех N 30 фрезеровщиком 4 разряда с неполным рабочим днем (4 часа с 9.00, со сдельной оплатой труда). |
Принят в цех N 30 фрезеровщиком 4 разряда |
Основание: заявление т. Кравцова О.М. С приказом ознакомлен |
|
Уткину Анну Савельевну принять на работу с 28.09.89 в отдел кадров инспектором с неполной рабочей неделей (понедельник, среда, пятница) с оплатой труда пропорционально отработанному времени из оклада _______ руб. в месяц. Основание: заявление т. Уткиной А.С. С приказом ознакомлена |
Принята в отдел кадров инспектором |
1.3. Прием на работу на неопределенный срок в порядке перевода из другой организации по согласованию между руководителями | |
Куприянова Игоря Владимировича принять на работу с 05.07.89 в отдел технического контроля техником в порядке перевода с завода "Прожектор" по согласованию между руководителями предприятий с окладом ________ руб. в месяц. |
Принят в отдел технического контроля техником в порядке перевода с завода "Прожектор" по согласованию между руководителями предприятий |
Основание: заявление т. Куприянова И.В., письмо соответствующих руководителей. С приказом ознакомлен |
|
1.4. Прием на работу лиц, избранных по конкурсу | |
Астафьева Евгения Ивановича, кандидата технических наук, назначить с 07.10.89 начальником научно-исследовательского отдела N 5 в связи с избранием по конкурсу, с окладом _______ руб. а месяц. |
Назначен начальником научно-исследовательского отдела N 5 в связи с избранием по конкурсу |
Основание: заявление т. Астафьева Е.И., решение конкурсной комиссии. С приказом ознакомлен |
|
1.5. Прием на работу по совместительству*(2) | |
Алексееву Ольгу Алексеевну принять на работу по совместительству с 10.05.89 по 30.12.89 дежурной по этажу с неполным рабочим днем (с 16 до 20 часов) с оплатой труда пропорционально отработанному времени из оклада руб. в месяц. |
|
Основание: заявление т. Алексеевой О.А. С приказом ознакомлена |
|
1.6. Прием на работу временных рабочих и служащих | |
Агеева Виктора Ивановича принять на работу временно с 12.05.89 на два месяца сторожем склада N 2, с окладом ________ руб. в месяц. |
Принят сторожем склада N 2 на временную работу |
Основание: заявление т. Агеева В.И. |
|
С приказом ознакомлен |
|
Октаеву Полину Львовну принять на работу временно, на один месяц, с 07.08.89 в склад N 5 агентом-экспедитором с окладом _______ руб. в месяц. |
Принята агентом-экспедитором склада N 5 на временную работу |
Основание заявление т. Октаевой П.Л. |
|
С приказом ознакомлена |
|
1.7. Прием на работу на определенный срок для замещения временно отсутствующего работника | |
Суханову Ольгу Петровну принять на работу с 12.10.89 в отдел сбыта товароведом с окладом ________ руб. в месяц, на время отсутствия товароведа этого отдела Логиновой О.Т., находящейся в отпуске по беременности и родам. |
Принята в отдел сбыта товароведом |
Основание: заявление т. Сухановой О.П. |
|
С приказом ознакомлена |
|
1.8. Прием на работу для выполнения определенной работы | |
Киргизова Анатолия Кузьмича принять на работу с 12.05.89 маляром 4 разряда для выполнения отделочных работ в клубе завода. |
Принят маляром 4 разряда |
Основание: заявление т. Киргизова А.К. |
|
С приказом ознакомлен |
|
1.9. Прием на работу с материальной ответственностью | |
Литвинова Андрея Михайловича принять на работу с 24.05.89 заведующим складом с полной материальной ответственностью с окладом _______ руб. в месяц. |
Принят заведующим складом |
Основание: заявление т. Литвинова А.М. |
|
С приказом ознакомлен |
|
2. Перевод на другую работу | |
2.1. Перевод на другую постоянную работу на том же предприятии | |
Гуляеву Нину Васильевну перевести, с ее согласия, постоянно с 04.06.89 с должности кладовщика склада N 7 в отдел материально-технического снабжения агентом с окладом _______ руб. в месяц. |
Переведена в отдел материально-технического снабжения агентом |
Основание: заявление т. Гуляевой Н.В. |
|
С приказом ознакомлена |
|
Куртицкую Лидию Петровну перевести, с ее согласия, на должность заместителя начальника отдела организации труда и заработной платы с 11.07.89, освободив ее от должности старшего инженера того же отдела. Установить т. Куртицкой Л.П. оклад ________ руб. в месяц. |
Переведена на должность заместителя начальника отдела организации труда и заработной платы |
Основание: заявление т. Куртицкой Л.П. |
|
С приказом ознакомлена |
|
Перевести постоянно в порядке трудоустройства ст. инженера Петрова Игоря Семеновича, должность которого сокращается, с его согласия, на работу наладчиком в цех N 2 с 16.08.89 с окладом руб. в месяц. |
Переведен в цех N 2 наладчиком 6 разряда |
Присвоить т. Петрову И.С. 6 разряд. |
|
Основание: заявление т. Петрова И.С. |
|
С приказом ознакомлен |
|
2.2. Перевод на более легкую работу | |
Кротову Ирину Павловну перевести, с ее согласия, постоянно с 03.07.89 с работы мойщика цеха N 5 в цех N 1 кладовщиком в соответствии с заключением ВКК от _____ N_______. Установить т. Кротовой И.П. оклад руб. в месяц. |
Переведена в цех N 5 кладовщиком |
Сохранить т. Кротовой И.П. прежний заработок в течение двух недель со дня перевода. |
|
Основание: заключение ВКК от ______ N______ |
|
2.3. Перевод на временную более легкую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет | |
Мишину Елену Антоновну, мойщика цеха N 5 перевести, с ее согласия, временно с 03.07.89 на работу в цех N 1 кладовщиком до достижения ребенком возраста полутора лет, с сохранением среднего заработка по прежней работе. Основание: заявление т. Мишиной Е.А., справка ВКК. |
|
С приказом ознакомлена |
|
2.4. Временный перевод на другую работу для замещения отсутствующего работника | |
Назначить исполняющим обязанности начальника отдела оборудования старшего инженера того же отдела Дмитриева Алексея Ивановича на время отсутствия по болезни начальника отдела т. Вознесенцева П.К. с выплатой разницы в окладах.*(3) |
|
С приказом ознакомлен |
|
2.5. Временный перевод на другую работу в случае производственной необходимости, простоя | |
Борисова Сергея Владимировича, слесаря 4 разряда цеха N 7, перевести с 10.07.89 на один месяц в цех N 6 на механический участок на работу по ликвидации последствий аварии с оплатой трупа в соответствии со ст. 26 КЗоТ РСФСР, |
|
С приказом ознакомлен |
|
Денисова Владимира Ивановича, слесаря-механика 5 разряда цеха N 25, перевести с 07.12.89 на время простоя в транспортный цех на работу слесаря-инструментальщика с оплатой труда в соответствии со ст. 27 КЗоТ РСФСР. |
|
С приказом ознакомлен |
|
3. Увольнение с работы | |
3.1. Расторжение трудового договора, заключенного на неопределенный срок, по инициативе рабочего или служащего | |
3.1.1. Нежелание работника продолжать работать в данной организации, на данном предприятии | |
Климова Андрея Устиновича, слесаря-инструментальщика цеха N 3, уволить 24.07.89 по собственному желанию, ст. 31 КЗоТ РСФСР. |
Уволен по собственному желанию, ст. 31 КЗоТ РСФСР |
Основание: заявление т. Климова А.У. |
|
С приказом ознакомлен |
|
3.1.2. В связи с переводом мужа (жены) на работу в другую местность | |
Хохлову Марию Ивановну, инженера отдела N 5, уволить 01.09.89 по собственному желанию в связи с переводом мужа на работу в другую местность, ст. 31 КЗоТ РСФСР. |
Уволена по собственному желанию в связи с переводом мужа на работу в другую местность, ст. 31 КЗоТ РСФСР |
Основание: заявление т. Хохловой М.И., документ о переводе мужа. С приказом ознакомлена |
|
3.1.3. В связи с уходом на пенсию по старости | |
Королькова Анатолия Лукича, пожарного пожарно-сторожевой охраны уволить 03.11.89 по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости, ст. 31 КЗоТ РСФСР. Основание: заявление т. Королькова А.Л. С приказом ознакомлен |
Уволен по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости, ст. 31 К3 РСФСР |
3.1.4. В связи с рождением ребенка (усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома) | |
Коростылеву Аллу Сергеевну, экономиста финансового отдела, уволить 24.04.89 по собственному желанию в связи с рождением ребенка, ст. 31 КЗоТ РСФСР. |
Уволена по собственному желанию в связи с рождением ребенка, ст. 31 КЗоТ РСФСР |
Основание: заявление т. Коростылевой А.С., копия свидетельства о рождении ребенка. С приказом ознакомлена |
|
3.1.5. В связи с поступлением на учебу на дневное отделение в высшее или среднее специальное учебное заведение, аспирантуру, ординатуру | |
Багрову Ирину Анатольевну, инспектора отдела N 1, уволить 24.07.89 по собственному желанию в связи с зачислением в высшее учебное заведение, ст. 31 КЗоТ РСФСР. |
Уволена по собственному желанию в связи с зачислением высшее учебное заведение ст. 31 КЗоТ РСФСР |
Основание: заявление т. Багровой И.А., копия документа о зачислении в ВУЗ. С приказом ознакомлена |
|
3.2. Расторжение трудового договора по инициативе администрации | |
3.2.1. В связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации | |
Степанова Алексея Андреевича, старшего инженера отдела N 3, уволить 25.03.89 в связи с ликвидацией предприятия, п. 1 ст. 33 КЗоТ РСФСР. Предоставить льготы и компенсации, установленные ст. 40.3 КЗоТ РСФСР. С приказом ознакомлен |
Уволен в связи с ликвидацией предприятия, п. 1 ст. 33 КЗоТ РСФСР |
3.2.2. В связи с сокращением численности или штата работников | |
Предупредить Петрова Николая Ивановича о предстоящем высвобождении в связи с сокращением с 01.07.89 его должности по отделу главного механика завода. С распоряжением ознакомлен
дата подпись ____ ______
|
|
Леонтьева Юрия Ивановича, старшего инженера отдела N 5, уволить 09.10.89 с согласия профкома (протокол N______ от ______) в связи с сокращением его должности и отказом от трудоустройства, п. 1 ст. 33 КЗоТ РСФСР. Предоставить льготы и компенсации, установленные ст. 40.3 КЗоТ РСФСР. |
Уволен в связи с сокращением штата, п. 1 ст. 33 КЗоТ РСФСР |
Основание: изменение штатного расписания. С приказом ознакомлен |
|
Семенова Владимира Сергеевича, начальника проблемной лаборатории, уволить 01.07.89 по сокращению штата в связи с отказом от участия в выбopax (баллотироваться) на занимаемую им должность и невозможностью его трудоустройства, п. 1 ст. 33 КЗоТ РСФСР. Предоставить льготы и компенсации, установленные ст. 40.3 КЗоТ РСФСР. С приказом ознакомлен |
Уволен в связи с сокращением штата, п. 1 ст. 33 КЗоТ РСФСР |
3.2.3. В связи с достижением пенсионного возраста и наличием права на полную пенсию по старости | |
Скакунова Александра Федоровича, старшего инженера отдела охраны труда, с согласия профкома уволить 03.06.89 в связи с достижением пенсионного возраста при наличии права на полную пенсию по старости, п. 1.1 ст. 33 КЗоТ РСФСР с выплатой двухнедельного выходного пособия. |
Уволен в связи с достижением пенсионного возраста при наличии права на полную пенсию, п. 1.1 ст. 33 КЗоТ РСФСР |
С приказом ознакомлен |
|
3.2.4. В связи с обнаружившимся несоответствием рабочего или служащего занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации либо состояния здоровья, препятствующих продолжению данной работы | |
Гурьеву Нину Ивановну, воспитателя детского сада, уволить 15.05.89 с согласия профкома (протокол N ______ от ______) в связи с обнаружившимся несоответствием выполняемой работе вследствие достаточной квалификации, препятствующей выполнению данной работы, п. 2 ст. 33 КЗоТ РФСР, с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка. От предложенной работы отказалась. |
Уволена в связи с несоответствием выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, п. 2 ст. 33 КЗоТ РСФСР |
С приказом ознакомлена |
|
Ананьева Геннадия Ивановича, гранулировщика цеха N 5, уволить 12.09.89 с согласия профкома (протокол N______ от _________) в связи с обнаружившимся несоответствием выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего выполнению данной работы, п. 2 ст. 33 КЗоТ РСФСР, с выплатой выходного пособия в размере двух недельного среднего заработка. Основание: заключение ВКК (ВТЭК) от _____. С приказом ознакомлен |
Уволен в связи с несоответствием выполняемой работы вследствие состояния здоровья п. 2 ст. 33 КЗоТ РСФСР. |
3.2.5. За систематическое неисполнение рабочим или служащим без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного, общественного взыскания | |
Огневу Полину Моисеевну, бухгалтера центральной бухгалтерии, уволить 15.12.89 с согласия профкома (протокол N______ от _____) за систематическое неисполнение трудовых обязанностей, п. 3 ст. 33 КЗоТ РСФСР. |
Уволена за систематическое неисполнение обязанностей без уважительных причин, п. 3 ст. 33 КЗоТ РСФСР |
С приказом ознакомлена |
|
3.2.6. За прогул без уважительных причин | |
Гнездова Леонида Николаевича, экспедитора отдела снабжения, уволить 27.06.89 с согласия профкома (протокол N от) за прогул без уважительных причин 26.06.89, п. 4 ст. 33 КЗоТ РСФСР. От дачи объяснений отказался. |
Уволен за прогул без уважительных причин, п. 4 ст. 33 КЗоТ РСФСР |
Основание: докладная руководителя. С приказом ознакомлен |
|
3.2.7. За появление на работе в нетрезвом состоянии, состоянии наркотического или токсического опьянения | |
Петрова Ивана Ивановича, кладовщика-сторожа склада N 5, уволить 15.02.89 с согласия профкома (протокол N________ от _______) за появление на работе в нетрезвом состоянии, п. 7 ст. 33 КЗоТ РСФСР. |
Уволен за появление на работе в нетрезвом состоянии, п. 7 ст. 33 КЗоТ РСФСР |
Основание: заключение медпункта, докладная заведующего складом (акт, объяснения свидетелей и т.п.). С приказом ознакомлен |
|
3.2.8. В связи с неявкой на работу в течение более 4 месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности | |
Колосова Михаила Сергеевича, конструктора I категории, уволить 13.07.89 с согласия профкома (протокол N______ от ______) в связи с неявкой на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, п. 5 ст. 33 КЗоТ РСФСР. |
Уволен в связи с неявкой на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, п. 5 ст. 33 КЗоТ РСФСР |
3.2.9. В связи с восстановлением на работе рабочего или служащего, ранее выполнявшего эту работу | |
Яковлева Григория Михайловича, кладовщика склада N 5, уволить 15.09.89 с согласия профкома (протокол N____ от ______) в связи с восстановлением на работе Ивановой Тамары Игнатьевны, ранее выполнявшей эту работу, с выплатой двухнедельного среднего заработка, п. 6 ст. 33 КЗоТ РСФСР. От предложенной работы отказался. |
Уволен в связи с восстановлением на работе работника, ранее занимавшего эту должность, п. 6 ст. 33 КЗоТ РСФСР |
Основание: решение народного суда Ленинградского района г. Москвы от ______. |
|
3.2.10. За однократное грубое нарушение трудовых обязанностей работником, несущим дисциплинарную ответственность в порядке подчиненности | |
Москвина Игоря Аркадьевича, мастера транспортного цеха, уволить 05.07.89 за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, п. 1 ст. 254 КЗоТ РСФСР. |
Уволен за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, п. 1 ст. 254 КЗоТ РСФСР |
3.2.11. В связи с утратой доверия со стороны администрации к работнику, с которым заключен договор о материальной ответственности | |
Кудряшову Ольгу Николаевну, заведующую вещевым складом, уволить 27.07.89 с согласия профкома (протокол N __ от ___) в связи с утратой доверия, п. 2 ст. 254 КЗоТ РСФСР. |
Уволена в связи с утратой доверия, п. 2 ст. 254 КЗоТ РСФСР |
3.2.12. В связи с совершением аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы | |
Сергеева Льва Николаевича, воспитателя ПТУ - уволить 13.09.89 с согласия профкома (протокол N ___от ___) за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, п. 3 ст. 254 КЗоТ РСФСР. |
Уволен в связи с совершением аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, п. 3 ст. 254 КЗоТ РСФСР |
3.3. Другие причины (основания) увольнения 3.3.1. В связи с переходом на выборную должность | |
Герасимова Андрея Павловича, начальника производственно-технического отдела, уволить 05.07.89 в связи с избранием его председателем (секретарем) Московского областного комитета профсоюза работников государственных учреждений, п. 5 ст. 29 КЗоТ РСФСР. |
Уволен в связи с избранием председателем (секретарем) Московского областного комитета профсоюза работников государственных учреждений, п. 5 ст. 29 КЗоТ РСФСР |
3.3.2. По результатам испытания | |
Груздева Олега Степановича, инженера конструкторского бюро, уволить 25.07.89 как не выдержавшего испытания, ст. 23 КЗоТ РСФСР. |
Уволен как не выдержавший испытания, ст. 23 КЗоТ РСФСР |
3.3.3. В связи с направлением работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий | |
Родионова Петра Кузьмича, слесаря цеха N 4, уволить 30.09.89 в связи с направлением его по постановлению народного суда Ленинского района г. Москвы от ______ N_______ в лечебно-трудовой профилакторий, п. 4 ст. 254 КЗоТ РСФСР. |
Уволен в связи с направлением в лечебно-трудовой профилакторий, п. 4 ст. 254 КЗоТ РСФСР |
3.3.4. В связи с результатами аттестации | |
Круглова Анатолия Ивановича, старшего научного сотрудника, освободить от работы по результатам аттестации, п. 12 Положения, утвержденного постановлением ГКНТ, Госстроя СССР, Госкомтруда СССР от 17.02.86 N 38/20/50. |
Освобожден от работы по результатам аттестации, п.12 Положения, утвержденного постановлением ГКНТ, Госстроя СССР, Госкомтруда СССР, от 17.02.86 N 38/20/50 |
3.3.5. В связи с заключением трудового договора с нарушением установленного порядка направления на работу молодых специалистов | |
Михайлова Григория Ивановича, инженера-технолога производственного отдела, уволить 13.07.89 в связи с нарушением установленного порядка приема на работу молодых специалистов, п. 34 Положения о распределении и использовании в народном хозяйстве выпускников высших и средних специальных учебных заведений, утвержденного приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 22.08.88 N 286. С приказом ознакомлен |
Уволен в связи с нарушением установленного порядка приема на работу молодых специалистов, п. 34 Положения от распределении и использовании в народном хозяйстве выпускников высших и средних специальных учебных заведений, утвержденного приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 22.08.88 N 286 |
3.3.6. В связи с ограничением совместной службы в одной и той же организации, учреждении работников, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому | |
Ермолову Ларису Александровну, инженера технического отдела, уволить 15.05.89 в связи с ограничением совместной службы родственников, ст. 20 КЗоТ РСФСР. |
Уволена в связи с ограничением совместной службы родственников, ст. 20 КЗоТ РСФСР |
С приказом ознакомлена |
|
3.3.7. В связи с прекращением работы по совместительству | |
Рябинину Тамару Львовну, уборщицу служебных помещений заводоуправления, работающую по совместительству, уволить 12.05.89 в связи с принятием на эту работу постоянного работника, п. 8 Положения, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, Министерства юстиции СССР и ВЦСПС от 09.03.89 N 81/604-К-3/6-84. |
|
3.3.8. В связи с истечением срока трудового договора, заключенного на определенный срок | |
Данилину Татьяну Семеновну, машинистку отдела N 11, уволить 14.07.89 в связи с истечением срока трудового договора, п. 2 ст. 29 КЗоТ РСФСР. |
Уволена в связи с истечением срока трудового договора, п. 2 ст. 29 КЗоТ РСФСР |
С приказом ознакомлена |
|
3.3.9. В связи с призывом (поступлением) на военную службу | |
Ткачева Геннадия Петровича, газосварщика цеха N 4, уволить 15.05.89 в связи с призывом на военную службу, п. 3 ст. 29 КЗоТ РСФСР, с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка. Основание: повестка (извещение) из военкомата (учебного заведения) и заявление Ткачева Г.П. |
Уволен в связи с призывом на военную службу, п. 3 ст. 29 КЗоТ РСФСР |
С приказом ознакомлен |
|
3.3.10. В связи с вступлением в законную силу приговора суда, которым работник осужден к лишению свободы | |
Гридина Льва Анатольевича, токаря цеха N 5, уволить 10.05.89 в связи с вступлением в законную силу приговора народного суда, которым он осужден к лишению свободы, п. 7 ст. 29 КЗоТ РСФСР. |
Уволен в связи с вступлением в законную силу приговора суда, которым он осужден к лишению свободы, п. 7 ст. 29 КЗоТ РСФСР |
Основание: приговор народного суда Октябрьского района г. Москвы от _______. |
|
С приказом ознакомлен |
|
3.3.11. Освобождение от обязанностей руководителя бригады | |
Кузнецова Сергея Ивановича считать с 04.05.89 приступившим к выполнению обязанностей слесаря комплексной бригады цеха N 5 в связи с неизбранием его в качестве руководителя (бригадира) данной бригады. Основание: решение трудового коллектива бригады N ____ от _______. |
|
С приказом ознакомлен |
|
3.3.12. Изменение условий трудового договора в связи с достижением пенсионного возраста и наличием права на полную пенсию по старости | |
Зотову Алевтину Корнеевну, инженера отдела охраны труда, с ее согласия и по согласованию с профкомом считать в связи с достижением ею пенсионного возраста и наличием у нее права на полную пенсию по старости с 01.09.88 работающей по срочному трудовому договору до 21.09.90. Основание: протокол профкома N_____ от _______. |
|
С приказом ознакомлена |
|
3.1.13. О направлении на предварительное переобучение или повышение квалификации | |
Степанова Александра Матвеевича, инспектора отдела кадров, должность которого подлежит сокращению, с его согласия направить с 01.04.89 на курсы для обучения по специальности монтажник с отрывом от производства с сохранением среднего заработка на период обучения. Основание: заявление т. Степанова А.М. |
|
С приказом ознакомлен |
|
4. Увольнение в связи с переводом в другую организацию по согласованию между руководителями | |
Петрова Ивана Константиновича, старшего инженера производственного отдела, уволить 15.02.89 в связи с переводом в институт ВНИИЭлектропривод по согласованию между руководителями, п. 5 ст. 29 КЗоТ РСФСР. |
Уволен в порядке перевода во ВНИИЭлектропривод, п. 5 ст. 29 КЗоТ РСФСР |
Основание: заявление т. Петрова И.К., письмо о согласии руководителей. |
|
5. Образцы оформления приказов о применении поощрений и дисциплинарных взысканий*(4) | |
5.1. За продолжительную и безупречную работу и в связи с шестидесятилетием со дня рождения объявить благодарность бухгалтеру отдела т. (фамилия, имя, отчество). |
Объявлена благодарность за продолжительную и безупречную работу и в связи с шестидесятилетием. |
Начальник отдела |
Приказ N______ от _______ |
С приказом ознакомлен |
|
5.2. За (указание на достигнутые успехи) премировать старшего инженера _________ отдела т. (фамилия, имя, отчество) в размере _______. |
Премирован за (указание на достигнутые успехи). Приказ N_______ от ______ |
Начальник отдела |
|
С приказом ознакомлен |
|
5.3. За (указание на нарушение служебных обязанностей) инспектору ____________ отдела т. (фамилия, имя, отчество) объявить замечание. От дачи объяснений отказался. |
|
Начальник отдела |
|
С приказом ознакомлен |
|
5.4. За (указание на нарушение трудовой дисциплины) старшего экономиста ___________ отдела т. (фамилия, имя, отчество) перевести на должность экономиста того же отдела с окладом руб. в месяц на ________ (срок до трех месяцев). Объяснения получены. |
|
Начальник отдела |
|
С приказом ознакомлен |
|
______________________________
*(1) При подготовке настоящего приложения были использованы материалы Юридического отдела Минэлектротехпрома,
*(2) На лиц, работающих по совместительству, трудовые книжки ведутся только по основному месту работы.
*(3) Для такого назначения на срок до одного месяца согласия работника не требуется, на срок свыше одного месяца - требуется (ст. 26 КЗоТ РСФСР).
*(4) Записи о дисциплинарных взысканиях в трудовую книжку не вносят.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минюста СССР от 7 февраля 1989 г. N К-8-86 "О Методических рекомендациях об участии юридических служб предприятий, объединений и организаций в обеспечении соблюдения законодательства о труде и укреплении трудовой дисциплины"
Текст письма опубликован в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1989 г., N 10
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минюста России от 1 апреля 2003 г. N 77