Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 109045-6 "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", согласно которому прожиточный минимум * определяется на основании потребительской корзины, пересматриваемой не реже одного раза в пять лет, а также в связи с истечением в 2012 году срока действия потребительской корзины, установленной Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 332-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011 - 2012 годах" в составе и объемах, предусмотренных Федеральным законом от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".
На основании Норм физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации, утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 18 декабря 2008 г., а также с учетом изменений, произошедших в последние годы в фактическом потреблении продуктов питания малоимущего населения, в предлагаемом законопроекте актуализируются объемы потребления, предусмотренные в потребительской корзине.
Учитывая необходимость повышения качества питания предлагается увеличить пищевую и биологическую ценность потребительской корзины за счет:
увеличения по сравнению с действовавшими нормами объемов потребления мяса и мясопродуктов, рыбы, молока и молокопродуктов, яиц, овощей и фруктов;
снижения норм потребления по хлебным продуктам, картофелю, маслу растительному, маргарину и другим жирам.
Норму потребления в среднем на одного человека в год предлагается увеличить в следующих размерах (приложение 1):
мясопродуктов для трудоспособного населения - на 57,5%, для пенсионеров - на 71,4%, для детей - на 30,6%;
рыбопродуктов для трудоспособного населения - на 15,6%, для пенсионеров - на 6,7%, для детей - на 32,9%;
молокопродуктов для трудоспособного населения - на 21,7%, пенсионеров - на 17,8%, детей - на 10,9%;
яиц для трудоспособного населения - на 5%, для пенсионеров - на 11,1%, для детей - на 4,1%;
овощей и бахчевых для трудоспособного населения - на 18,1%, для пенсионеров - на 6,5%, для детей - на 3,5%;
фруктов свежих для трудоспособного населения - в 2,6 раза, пенсионеров - в 2 раза, детей - в 2,3 раза.
Предлагается снизить нормы потребления хлебопродуктов (на 5,4% для трудоспособного населения, на 5,3% для пенсионеров, на 7,6% для детей); картофеля (на 6,7% для трудоспособного населения, на 18% для детей); масла растительного, маргарина и других жиров (на 20,3% для трудоспособного населения, на 9,1% для пенсионеров, на 50% для детей).
Минимальный набор продуктов питания является усредненной моделью питания, сбалансированного по основным пищевым веществам и энергии. Энергетическая ценность продуктов питания в среднем на одного человека в сутки составляет для трудоспособного населения 2487 ккал, для пенсионеров - 2100 ккал, для детей - 2012 ккал, что соответствует разработанным специалистами в области питания нормам физиологической потребности в пищевых веществах и энергии для работников очень легкой и легкой физической активности, детей и пенсионеров.
Предлагаемый набор продуктов питания позволит повысить качество продуктовой части потребительской корзины и приблизить ее к нормам здорового питания.
Непродовольственные товары, поименованные в действующей потребительской корзине, предлагается устанавливать не в натуральных показателях, а в относительных (в процентах от стоимости продуктов питания).
Применение такого порядка определения непродовольственных товаров является обоснованным, поскольку доля расходов на непродовольственные товары в потребительских расходах домохозяйств с располагаемыми ресурсами ниже величины прожиточного минимума за период с 2000 г. (со времени применения потребительской корзины) по 2010 г. составляет стабильную величину (24 - 25,5%).
Кроме того, следует учитывать, что в потреблении населения произошли изменения, обусловленные расширением доступности дешевых товаров массового спроса, а также значительной региональной дифференциацией непродовольственных товаров на потребительском рынке.
В этих условиях законодательное установление на федеральном уровне детализированных норм потребления непродовольственных товаров является избыточным.
Услуги также предлагается устанавливать в относительных показателях (в процентах от стоимости продуктов питания). Это позволит устранить нарастающее несоответствие потребительской корзины фактическим расходам данных домохозяйств. Так, в стоимости потребительской корзины в 2008 - 2010 годах доля расходов на услуги составила 38,3 - 41,7% (в 2000 г. 19%). В то же время в фактических потребительских расходах домохозяйств с располагаемыми ресурсами ниже величины прожиточного минимума по данным Росстата услуги занимали 25,2 - 26,8% (в 2000 г. 14%) (приложение 2).
Причиной столь значительных расхождений является то обстоятельство, что в действующей потребительской корзине установлены завышенные нормы жилищно-коммунальных услуг, не учитывающие реальный уровень обеспеченности жильем малообеспеченных граждан, структуру и благоустройство жилого фонда. Норма жилья в потребительской корзине, ориентированной на малоимущего человека, - 18 кв. м - близка к среднему показателю по Российской Федерации (21,5 кв. м). Нормы по отоплению, водоснабжению и водоотведению, газоснабжению в корзине предусматриваются для всего населения, в то время как отопление имеет лишь 81% жилого фонда (в том числе в сельской местности - 55%), горячее водоснабжение - 64% (в том числе в сельской местности - 23%), газоснабжение - 70%.
С учетом фактических соотношений расходов на непродовольственные товары и услуги с расходами на продукты питания предлагается непродовольственные товары определять в размере 50% от стоимости продуктов питания, услуги - также в размере 50% от стоимости продуктов питания.
Предложенная законопроектом актуализированная потребительская корзина в стоимостном выражении (в потребительских ценах в среднем за 2011 год) больше, чем действующая, для трудоспособного населения - на 200 рублей или на 3,2%, пенсионеров - на 411 рублей или на 8,2%, детей - на 250 рублей или на 4,1 процента (приложение 3).
В указанных расчетах использовались доли численности основных социально-демографических групп населения в общей численности населения по состоянию на 1 января 2010 года, в том числе трудоспособного населения - 62,3%, пенсионеров - 21,6%, детей - 16,1%.
Вступление в силу проекта федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" предусматривается с 1 января 2013 года.
_____________________________
* Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации используется для оценки уровня жизни населения, обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, устанавливаемых на федеральном уровне.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации"
Согласно Федеральному закону от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на основании потребительской корзины определяется величина прожиточного минимума. Прожиточный минимум учитывается при установлении государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан.
С 2010 года величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации применяется для определения размера федеральной и региональной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ).
Введение новой потребительской корзины для пенсионеров, на основании которой рассчитывается величина прожиточного минимума пенсионера, предусматривается с 2013 года.
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" предусмотрены средства на обеспечение федеральных социальных доплат к пенсии, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, в 2013 году в сумме 42,89 млрд. рублей, в 2014 году - также 42,89 млрд. рублей. На обеспечение региональных социальных доплат к пенсии, осуществляемых за счет бюджета субъекта Российской Федерации и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, в 2013 году выделено 7,3 млрд. рублей, в 2014 году - 7,7 млрд. рублей.
По уточненному прогнозу, рассчитанному исходя из фактической величины прожиточного минимума пенсионера за 2011 год, величина прожиточного минимума пенсионера в 2013 году может составить 6204 рубля, вместо 6297 рублей, предусмотренных на 2013 год Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", в 2014 году - 6527 рублей, вместо 6782 рублей. Поэтому дополнительных средств федерального бюджета на обеспечение социальных доплат к пенсии при введении новой потребительской корзины в 2013 году не потребуется.
Расходы на индексацию в 2014 году социальных пенсий, других пенсий по государственному пенсионному обеспечению, размеров дополнительного ежемесячного материального обеспечения получателей указанных пенсий, исходя из уточненного прогноза темпа роста прожиточного минимума пенсионера в 2013 году по сравнению с 2012 годом с учетом введения с 2013 года новой потребительской корзины, могут быть осуществлены в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.
Предоставление ежемесячной страховой выплаты, осуществляемой из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, в случаях ее исчисления из заработка с учетом установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации будет производиться за счет средств, предусмотренных на финансирование страхового обеспечения, установленного Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год.
Финансирование государственной социальной помощи малоимущим гражданам согласно статье 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" будет осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации в пределах сумм, предусматриваемых в бюджетах субъектах Российской Федерации на эти цели.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" потребует признания утратившими силу Федеральных законов от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" и от 8 декабря 2010 г. N 332-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011 - 2012 годах".
Потребуется также внести изменения в Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.