Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 21184-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный членами Совета Федерации Г.А. Горбуновым, М.М. Капурой, В.Н. Плотниковым и депутатом Государственной Думы А.Н. Хайруллиным
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и Федеральный закон "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в части создания условий для развития крестьянских (фермерских) хозяйств путем обеспечения возможности строительства объектов индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предоставляемом или приобретаемом для ведения фермерского хозяйства.
В статье 2 законопроекта предусматриваются изменения в пункт 2 статьи 77 и пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми в состав земель сельскохозяйственного назначения предлагается включить земли, занятые объектами индивидуального жилищного строительства, принадлежащими крестьянскому (фермерскому) хозяйству.
При этом не учитывается, что согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются только земли, предоставленные или предназначенные для нужд сельского хозяйства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 257 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции статьи 3 законопроекта в совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся, в том числе объекты индивидуального жилищного строительства.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в редакции пункта 1 статьи 5 законопроекта в состав имущества фермерского хозяйства могут входить объекты индивидуального жилищного строительства.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" членами фермерского хозяйства могут быть также граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации под объектами индивидуального жилищного строительства понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (часть 3 статьи 48, пункт 1 части 2 статьи 49).
Согласно пункту 2 части 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции статьи 4 законопроекта в состав зон сельскохозяйственного назначения могут включаться зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения, в том числе объектами индивидуального жилищного строительства, расположенными на земельных участках, предоставленных или приобретенных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Указанное положение законопроекта следует уточнить, поскольку в соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилой дом относится к жилому помещению, а частью 1 статьи 17 этого Кодекса установлено, что жилое помещение предназначено для проживания граждан, а не для ведения сельского хозяйства.
Пунктом 3 статьи 5 законопроекта предлагается дополнить пункт 3 статьи 11 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" положением, согласно которому на земельные участки сельскохозяйственного назначения, застроенные объектами индивидуального жилищного строительства, распространяется действие Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в части установления минимальных размеров земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Вместе с тем в абзаце втором пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" указано, что действие этого Федерального закона, не распространяется, в частности, на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
При этом внесение в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" изменений, предусматривающих возможность установления каких-либо исключений из указанного правила, законопроектом не предусмотрено.
По законопроекту имеются замечания юридико-технического характера.
Так, например, в статье 3 законопроекта не учтено, что в соответствии с правилами юридической техники при ссылках на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает представленный законопроект при условии его доработки ко второму чтению в с учетом указанных замечаний.
Исполняющий обязанности |
В. Зубков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.