Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 126499-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке формирования цен (тарифов) при поставке природного газа в Республику Беларусь и его транспортировке по газопроводам, расположенным на территории Республики Беларусь"
Досье на проект федерального закона
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке формирования цен (тарифов) при поставке природного газа в Республику Беларусь и его транспортировке по газопроводам, расположенным на территории Республики Беларусь (далее - Соглашение), подписано 25 ноября 2011 г. одновременно с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности открытого акционерного общества "Белтрансгаз" в целях комплексного решения вопросов, связанных с увеличением до 100% долевого участия ОАО "Газпром" в акционерном капитале ОАО "Белтрансгаз" (Республика Беларусь) путем приобретения оставшегося пакета акций в объеме 50% в увязке с определением цены на газ, поставляемый в Республику Беларусь для удовлетворения ее внутренних потребностей, а также тарифов на услуги по транспортировке газа через ее территорию.
Соглашение устанавливает для Республики Беларусь на 2012 год цену на газ, поставляемый для удовлетворения ее внутренних потребностей, а также определяет формулу такой цены на 2013-й и последующие годы в привязке к цене газа для потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа до достижения рыночных (равнодоходных) цен на газ на территориях всех государств - участников Соглашения о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики, подписанного 9 декабря 2010 г.
Документом также определяется порядок расчета начиная с 2012 года тарифов на услуги по транспортировке газа через территорию Республики Беларусь по газопроводам ОАО "Белтрансгаз" как для внутреннего потребления, так и за ее пределы.
Соглашение предусматривает компенсацию белорусской стороне убытков, которые могут возникнуть в случае незаключения, в связи с действиями российской стороны или ОАО "Газпром", контрактов между ОАО "Белтрансгаз" и ОАО "Газпром" об объемах и условиях поставки природного газа в Республику Беларусь и его транспортировки через ее территорию.
Соглашение вступает в силу одновременно с вступлением в силу Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности открытого акционерного общества "Белтрансгаз".
Соглашение временно применяется с даты подписания и подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", поскольку статьи 7 и 8 Соглашения устанавливают иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. В частности, статья 8 определяет, что в случае неразрешения путем переговоров возможного спора между какой-либо из сторон и хозяйствующими субъектами государства другой стороны или между сторонами в отношении применения и реализации настоящего Соглашения такой спор передается на рассмотрение в международный арбитраж или в третейский суд соответственно. При этом статья 7 предусматривает безусловный и безотзывный отказ сторон от любых иммунитетов, которыми они пользуются в соответствии с международным правом или национальным законодательством какого-либо государства в отношении себя и своей собственности (включая иммунитет от юрисдикции национальных судов любого государства или международных судебных/арбитражных инстанций в отношении принятого решения, иммунитет от принудительных мер до и после вынесения судебного/арбитражного решения).
Реализация Соглашения не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета, за исключением возможных расходов в случае рассмотрения в соответствии со статьей 8 настоящего Соглашения в международном арбитраже или в третейском суде споров, которые могут между российской стороной и белорусскими хозяйствующими субъектами или между сторонами соответственно.
Реализация Соглашения с учетом приобретения ОАО "Газпром" оставшегося пакета акций ОАО "Белтрансгаз" и установления контроля как над белорусской компанией, так и над находящейся в ее собственности газотранспортной системой, будет способствовать:
- снижению транзитного риска, связанного с прохождением газопровода через территорию Республики Беларусь и негативно влияющего на надежность и конкурентоспособность поставок российского газа на европейский рынок;
- увеличению надежности транзита газа по участку газопровода Ямал-Европа на территории Республики Беларусь путем повышения качества операционного обслуживания вследствие внедрения эффективных систем эксплуатации компрессорных станций;
- обеспечению на долгосрочную перспективу гарантированного емкого рынка сбыта российского природного газа.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке формирования цен (тарифов) при поставке природного газа в Республику Беларусь и его транспортировке по газопроводам, расположенным на территории Республики Беларусь"
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке формирования цен (тарифов) при поставке природного газа в Республику Беларусь и его транспортировке по газопроводам, расположенным на территории Республики Беларусь (далее - Соглашение), было подписано 25 ноября 2011 г. одновременно с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности открытого акционерного общества "Белтрансгаз". В совокупности данные Соглашения определяют условия сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь в газовой сфере.
Указанные соглашения направлены на реализацию положений Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р, и в частности на максимально эффективное использование энергетического потенциала России путем полноценной интеграции в мировой энергетический рынок, с целью получения наибольшей выгоды для национальной экономики.
Реализация Соглашения позволит:
- зафиксировать принципы ценообразования в отношении поставляемого в Белоруссию российского газа в соответствии с российско-белорусско-казахстанским межправительственным Соглашением о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики, от 9 декабря 2010 г., заключенного в рамках формирования правовой базы Единого экономического пространства;
- обеспечить стабильные экономически обоснованные тарифы на транспортировку российского газа по территории Белоруссии.
С учетом устанавливаемого Соглашением до перехода в 2015 году на равнодоходные цены порядка определения цены на газ, поставляемый в Белоруссию для удовлетворения ее внутренних потребностей, в привязке к рассчитываемой по формуле ФСТ России регулируемой оптовой цене на газ для потребителей Российской Федерации общий объем выпадающих доходов федерального бюджета при уплате налога на прибыль в период 2012 - 2014 годов по сравнению с 2011 годом может составить до 140 млн. долларов США (4,1 млрд. руб.).
Совокупный дополнительный доход федерального бюджета от применения устанавливаемых Соглашением тарифов на транспортировку природного газа через территорию Белоруссии в период 2012 - 2014 годов составит 2,3 млн долларов США (68,5 млн. руб.) и будет складываться из потенциальных дополнительных доходов от изменения тарифов на транспортировку природного газа по белорусскому участку газопровода Ямал-Европа в размере 2,6 млн. долларов США (77,6 млн. руб.) и из потенциального снижения доходов от изменения тарифов на транспортировку природного газа по газопроводам ОАО "Белтрансгаз" в размере 300 тыс. долларов США (9 млн. руб.).
Суммарные выпадающие доходы федерального бюджета от применения в 2012-2014 годах предусмотренного Соглашением порядка определения цены на поставляемый газ, с учетом дополнительных доходов от изменения тарифов на транспортировку газа, могут составить до 137,7 млн. долларов США.
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке формирования цен (тарифов) при поставке природного газа в Республику Беларусь и его транспортировке по газопроводам, расположенным на территории Республики Беларусь" и реализация соответствующего Соглашения не повлекут дополнительных расходов федерального бюджета, за исключением возможных расходов в случае рассмотрения в соответствии со статьей 8 данного Соглашения в международном арбитраже или в третейском суде споров, которые могут возникнуть между российской стороной и белорусскими хозяйствующими субъектами или между сторонами соответственно.
При этом риски возникновения таких споров, способных повлечь дополнительные расходы из федерального бюджета, а также риски обращения взыскания упомянутых арбитража и суда на государственное имущество и средства бюджетной системы Российской Федерации являются минимальными по следующим причинам.
В соответствии с условиями Соглашения об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности открытого акционерного общества "Белтрансгаз" компания полностью переходит в собственность и управление ОАО "Газпром". ОАО "Белтрансгаз" осуществляет свою деятельность исключительно на территории Белоруссии. В свою очередь, главное обязательство российской стороны по Соглашению состоит в обеспечении поставок природного газа в Белоруссию по обусловленной Соглашением цене, а также в заключении соответствующих контрактов на поставку и транспортировку. Поставки будут осуществляться ОАО "Газпром", контрольный пакет акций в котором принадлежит государству. Таким образом, российская сторона в полной мере обладает возможностями для обеспечения исполнения своих обязательств по Соглашению в части заключения контрактов и осуществления поставок природного газа в Белоруссию, тогда как действия ОАО "Белтрансгаз", подконтрольного ОАО "Газпром", направленные против российской стороны, исключены.
С учетом упомянутых возможностей российской стороны по обеспечению исполнения своих обязательств по Соглашению и вытекающих из них низких рисков предъявления претензий белорусской стороной или белорусскими хозяйствующими субъектами российской стороне негативные последствия ее отказа от иммунитетов, в соответствии со статьей 7 Соглашения, также представляются маловероятными.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке формирования цен (тарифов) при поставке природного газа в Республику Беларусь и его транспортировке по газопроводам, расположенным на территории Республики Беларусь"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке формирования цен (тарифов) при поставке природного газа в Республику Беларусь и его транспортировке по газопроводам, расположенным на территории Республики Беларусь" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке формирования цен (тарифов) при поставке природного газа в Республику Беларусь и его транспортировке по газопроводам, расположенным на территории Республики Беларусь"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке формирования цен (тарифов) при поставке природного газа в Республику Беларусь и его транспортировке по газопроводам, расположенным на территории Республики Беларусь" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.