Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 624247-5 "О внесении изменения в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации" (внесен депутатом Государственной Думы Е.Б. Мизулиной)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 12.01.2012 года (выписка из протокола N 3, п. 35) Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 624247-5 "О внесении изменений в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации, внесенный депутатом Государственной Думы Е.Б. Мизулиной.
Указанный законопроект направлен на установление запрета на увольнение по инициативе работодателя родителей, воспитывающих ребенка-инвалида.
В настоящее время гарантия, закрепленная в части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, ограничивает возможность увольнения по инициативе работодателя одинокой матери, воспитывающей ребенка-инвалида. На отца такая гарантия распространяется в случае, если он воспитывает ребенка без матери.
Конституция Российской Федерации требует от государства создания условий, обеспечивающих, в том числе путем поддержания материального благополучия семьи, надлежащее выполнение родителями обязанности по содержанию и воспитанию детей. Таким образом, семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, должна предоставляться повышенная защита, поскольку, в силу необходимости осуществления ухода за ребенком почти 80% матерей детей-инвалидов не может осуществлять трудовую деятельность.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2011 года N 28-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Е. Остаева" указывается на то, что предоставление гарантии при увольнении по инициативе работодателя "не может ставиться в зависимость исключительно от того, кто - мать или отец - работает (состоит в трудовых отношениях), а кто осуществляет уход за детьми, поскольку дифференциация, основанная лишь на указанном критерии и не учитывающая всех обстоятельств, значимых для выполнения родителями обязанности по содержанию и воспитанию детей надлежащим образом, снижает эффективность системы государственной поддержки института семьи и в условиях недостаточности мер социальной защиты работников с семейными обязанностями может приводить - в нарушение конституционных принципов равенства и справедливости - к не имеющим объективного и разумного оправдания различиям в положении семей, воспитывающих малолетних детей.".
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации обращает внимание на необходимость обеспечения баланса конституционных прав работников и конституционных прав работодателей при установлении для отдельных категорий работников более высокого уровня защиты при увольнении и возложении в связи с этим дополнительных ограничений на работодателей.
В связи с этим представляется целесообразным установить законопроектом дополнительную гарантию при увольнении по инициативе работодателя отцу ребенка-инвалида, являющемуся единственным кормильцем в семье в случае, если мать такого ребенка не состоит в трудовых отношениях и занимается уходом за ним.
Учитывая изложенное Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Комитету Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов (ответственный) предложить субъекту права законодательной инициативы изменить текст проекта федерального закона N 624247-5 "О внесении изменений в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации" в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы.
Первый заместитель |
Е.Ю. Семёнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.