Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 624247-5 "О внесении изменений в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации" - о запрете на увольнение по инициативе работодателя родителей, воспитывающих ребенка-инвалида (внесен депутатами Государственной Думы Е.Б. Мизулиной, О.Н. Алимовой)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 624247-5 "О внесении изменений в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации" предлагается внести изменения в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), в соответствии с которыми не допускается увольнение по инициативе работодателя родителей, воспитывающих ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет. Как отмечается в пояснительной записке, законопроект подготовлен как продолжение "уже используемого в трудовом законодательстве подхода по обеспечению равенства прав матери и отца, имеющих ребенка-инвалида, в трудовых отношениях".
Согласно части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 ТК РФ). В соответствии с положениями статьи 264 ТК РФ указанные гарантии распространяются также на отцов, воспитывающих детей без матери.
Из анализа пояснительной записки следует, что авторы законопроекта предполагают установить дополнительные гарантии при расторжении трудового договора отцу ребенка-инвалида, в случаях, когда он является единственным кормильцем в полной семье, т.е. при наличии неработающей матери данного ребенка, которая занимается уходом за ним. Как справедливо отмечается в пояснительной записке в таких случаях "_в результате увольнения отца ребенка-инвалида семья лишается его заработной платы и оказывается в крайне сложном материальном положении".
Вместе с тем предлагаемая авторами законопроекта формулировка "родители, воспитывающие ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет", очевидно, распространяет дополнительные гарантии при расторжении трудового договора по инициативе работодателя на более широкую категорию работников, нежели та, о которой говорится в пояснительной записке.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2011 года N 28-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Е. Остаева" указывается на то, что предоставление гарантии при увольнении по инициативе работодателя "не может ставиться в зависимость исключительно от того, кто - мать или отец - работает (состоит в трудовых отношениях), а кто осуществляет уход за детьми, поскольку дифференциация, основанная лишь на указанном критерии и не учитывающая всех обстоятельств, значимых для выполнения родителями обязанности по содержанию и воспитанию детей надлежащим образом, снижает эффективность системы государственной поддержки института семьи и в условиях недостаточности мер социальной защиты работников с семейными обязанностями может приводить - в нарушение конституционных принципов равенства и справедливости - к не имеющим объективного и разумного оправдания различиям в положении семей, воспитывающих малолетних детей".
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации обращает внимание на необходимость обеспечения баланса конституционных прав работников и конституционных прав работодателей при установлении для отдельных категорий работников более высокого уровня защиты при увольнении и возложении в связи с этим дополнительных ограничений на работодателей.
На рассматриваемый законопроект получены отзывы от 47 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и от 52 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов РФ может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 26 субъектов РФ получен положительный отзыв, мнения органов государственной власти остальных субъектов РФ следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении по законопроекту N 624247-5 отмечает необходимость соотнести предлагаемые им изменения с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2011 года N 28-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Е. Остаева".
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей в своем заключении комитета-соисполнителя отмечает целесообразность "установить законопроектом дополнительную гарантию при увольнении по инициативе работодателя отцу ребенка-инвалида, являющемуся единственным кормильцем в семье в случае, если мать такого ребенка не состоит в трудовых отношениях и занимается уходом за ним". Учитывая изложенное, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует ответственному комитету предложить субъекту права законодательной инициативы изменить текст проекта федерального закона N 624247-5 "О внесении изменений в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации" в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы.
Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, принимая во внимание социальную направленность рассматриваемого законопроекта N 624247-5, поддерживает его концепцию.
Правительство Российской Федерации в официальном отзыве на законопроект N 624247-5 отмечает, что предлагаемое законопроектом установление для отдельных категорий работников более высокого, по сравнению с обычным, уровня защиты от увольнения и возложении в связи с этим на работодателей дополнительных ограничений, должно обеспечивать баланс интересов сторон трудовых отношений, составляющий основу справедливого согласования прав работников и работодателей, включая правомочия последних самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом. По мнению Правительства РФ, предлагаемое законопроектом нововведение будет ограничивать свободу экономической деятельности работодателя и создавать возможность злоупотребления правом такими работниками. Правительство Российской Федерации проект федерального закона не поддерживает.
Сторона общероссийских объединений профсоюзов Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений поддерживает концепцию проекта федерального закона N 624247-5.
Сторона общероссийских объединений работодателей Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, поддерживая необходимость повышения уровня социальных гарантий работникам с семейными обязанностями, в том числе в семьях которых имеются дети-инвалиды, считает, что в представленной редакции законопроект N 624247-5 не может быть поддержан.
Общественная палата Российской Федерации в своем заключении по результатам общественной экспертизы сообщает о поддержке законопроекта N 624247-5.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 624247-5 "О внесении изменений в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.