Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 497835-5 "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" и в статью 6 Закона Российской Федерации "Об образовании", внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Жириновским, И.В. Лебедевым, С.В. Ивановым, М.С. Рохмистровым
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается установить, что обязательность изучения иного языка народов Российской Федерации, помимо государственного языка Российской Федерации, может устанавливаться только для лиц, для которых он является родным.
Согласно части 2 статьи 26 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 9 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" и пунктом 2 статьи 6 Закона Российской Федерации "Об образовании" граждане Российской Федерации имеют право свободного выбора языка воспитания и обучения. Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Право граждан Российской Федерации на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также созданием условий для их функционирования. В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" право выбора образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения детей принадлежит родителям или лицам, их заменяющим в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 68 Конституции Российской Федерации установлено, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" и пунктом 6 статьи 6 Закона Российской Федерации "Об образовании" преподавание государственных и иных языков в республиках осуществляется в соответствии с их законодательством.
В то же время согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 16 ноября 2004 г. N 16-П по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан", части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан", пункта 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан "Об образовании" и пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина С.И. Хапугина и запросами Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан, государственные языки республик - один из элементов конституционного статуса этих субъектов Российской Федерации, который определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики (часть 1 статьи 66 Конституции Российской Федерации) и вместе с тем обусловлен федеративным устройством Российской Федерации, основанным на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (часть 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации).
В силу указанных принципов федеративного устройства и исходя из того, что Конституция Российской Федерации относит установление основ федеральной политики и федеральные программы в области культурного и национального развития Российской Федерации, в том числе основ государственной языковой политики и содействие развитию государственных языков республик, к ведению Российской Федерации (статья 71, пункты "б", "е"), федеральный законодатель вправе урегулировать принципиальные вопросы статуса государственных языков республик, затрагивающие интересы всей Российской Федерации и конституционные права и свободы граждан, а также определить общие принципы правового регулирования этих языков, к которым должны предъявляться особые требования по сравнению с иными языками, не имеющими статуса государственных.
В связи с этим Правительство Российской Федерации в целом поддерживает внесение в законодательство Российской Федерации изменения, направленного на обеспечение прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания и обучения.
В то же время законопроектом не в полной мере учитываются положения Конституции Российской Федерации о равенстве правового статуса граждан Российской Федерации (их прав и обязанностей) и запрете любых форм ограничения прав граждан по признакам национальной и языковой принадлежности. С учетом этого представляется, что вопрос об обязательности изучения того или иного языка народа Российской Федерации, помимо государственного языка Российской Федерации, должен рассматриваться одинаково для всех граждан Российской Федерации, в том числе для тех, для которых такой язык является родным.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект в представленной редакции.
Заместитель Председателя |
В. Володин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.