Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".
Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования судебного рассмотрения дел, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений.
В частности, в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ), вносятся изменения, предоставляющие общественным объединениям право обращаться в суд в защиту общих прав, свобод и законных интересов членов этого общественного объединения в случае, если это предусмотрено его уставом.
Корреспондирующие этому изменения предлагается внести также в Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Статьей 4 законопроекта предлагается также внести изменения в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", наделяющие объединения потребителей правом обращаться в суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в области защиты прав потребителей".
Кроме того, законопроектом предлагается ввести в ГПК РФ новый институт рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц. Аналогичный правовой институт в настоящее время предусмотрен главой 28.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и успешно применяется в течение ряда лет для защиты прав и интересов юридических лиц.
Институт коллективного иска в ГПК РФ предлагается применять при рассмотрении судом дел, затрагивающих интересы значительного количества граждан (не менее 20) и имеющих особое общественное значение (например, по спорам, возникающим в сфере жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей среды, социального и пенсионного обеспечения).
Тем самым граждане получат возможность отстаивать свои интересы в суде через единого выбранного ими представителя, не оформляя нотариальной доверенности. В то же время суды освобождаются от необходимости рассматривать большое количество идентичных исков, что способствует качественному и быстрому рассмотрению дел.
Проведенный анализ показал, что в настоящее время порядок судопроизводства по делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по-разному урегулирован гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством.
Вместе с тем это противоречит правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2012 г. N 5-П, согласно которой однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом.
В этой связи законопроектом предлагается главы 23-25 подраздела III ГПК РФ изложить в новой редакции.
В данном подразделе выделена глава 23, содержащая общие положения: категории дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений; порядок их рассмотрения судом; основания для отказа в принятии заявления или прекращения производства по делу.
Важной новеллой законопроекта является статья 248 ГПК РФ, предусматривающая возможность урегулирования возникшего спора сторонами путем проведения примирительных процедур.
Теперь гражданин и орган государственной власти или орган местного самоуправления до вынесения решения суда смогут разрешить конфликт на основе взаимной договоренности, что особенно эффективно при оспаривании индивидуальных правовых актов, решений и действий органов власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих.
В настоящее время такая возможность ГПК РФ не предусмотрена, поэтому гражданин всегда вынужден дожидаться, пока по его делу не будет вынесено решение суда.
Законопроектом предлагается установить, что основным условием возможности оспаривания нормативного правового акта в суде является его применение или возможность применения в отношении конкретного гражданина, организации, что позволит не допустить массового обращения в суды с явно необоснованными заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов и, тем самым, будет способствовать оптимизации рабочей нагрузки судей и рассмотрению указанной категории дел в разумные сроки.
Кроме того, суду предоставляется ряд новых полномочий: по ходатайству заявителя или по собственной инициативе истребовать необходимые доказательства у органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, действия и решения которых оспариваются; приостановить действие оспариваемого акта или решения до вступления в законную силу решения суда; в случае соединения в одном заявлении различных требований, рассмотреть их в разных судебных заседаниях по правилам искового и административного судопроизводства.
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено оказание государственными органами, органами местного самоуправления, иными организациями в пределах предоставленных им полномочий по запросам заявителей услуг, которые связаны с совершением действий и принятием решений, затрагивающих права и законные интересы заявителей.
В настоящее время в Российской Федерации принято около 50 законодательных актов, предусматривающих оказание различных видов государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, предполагающих принятие юридически значимых для граждан решений.
Законопроектом предлагается установить, что указанные решения могут быть оспорены по общим правилам административного судопроизводства.
Законопроектом также вносятся изменения в порядок опубликования решения суда по делу об оспаривании нормативных правовых актов, и выделяется самостоятельная норма об опубликовании указанных судебных решений.
Поскольку Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. N 1505 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" предусмотрено, что официальным опубликованием нормативного правового акта считается в том числе первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном интернет-портале правовой информации, законопроектом предусматривается, что при размещении текста нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации подлежит размещению также судебное решение по делу об оспаривании данного нормативного правового акта.
Кроме того, устанавливается обязанность незамедлительного опубликования решения суда официальными изданиями органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Статьей 2 законопроекта в целях обеспечения единообразия правового регулирования в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предлагается внести следующие изменения:
- уточнить содержание решения, принимаемого арбитражным судом по делу об оспаривании нормативного правового акта;
- предусмотреть возможность размещения решения арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации;
- определить состав лиц, которых арбитражный суд вправе привлечь к участию в деле при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, действий и решений органов государственной власти и должностных лиц.
Принятие законопроекта позволит улучшить право на судебную защиту граждан и организаций, в том числе по спорам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, расширит права общественных объединений по защите прав и законных интересов их участников и не повлечет за собой дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(в части урегулирования порядка рассмотрения споров между гражданами, общественными объединениями и органами государственной власти, органами местного самоуправления)
Принятие федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части урегулирования порядка рассмотрения споров между гражданами, общественными объединениями и органами государственной власти, органами местного самоуправления) не потребует дополнительных затрат из средств бюджета Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(в части урегулирования порядка рассмотрения споров между гражданами, общественными объединениями и органами государственной власти, органами местного самоуправления)
Принятие федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части урегулирования порядка рассмотрения споров между гражданами, общественными объединениями и органами государственной власти, органами местного самоуправления) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.