Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 143351-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Досье на проект федерального закона
Одним из элементов обеспечения стимулирующей роли труда в бюджетном секторе экономики, направленной на повышение качества оказания государственных (муниципальных) услуг является установление минимальной гарантии по оплате труда для всех работников на приемлемом уровне. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) предусмотрено статьей 7 Конституции Российской Федерации. Статья 37 Конституции Российской Федерации определяет, что каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом МРОТ.
В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее Кодекса) МРОТ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Введение данной нормы Кодекса отложено статьей 421, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до размера, предусмотренного частью первой статьи 133, устанавливаются федеральным законом. Соответствующий закон до настоящего времени не принят.
МРОТ установлен Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) в сумме 4611 рублей в месяц, что составляет 67,5% от прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за 1 квартал 2012 года. По мере увеличения прожиточного минимума трудоспособного населения в 2012 - 2013 годах соотношение между МРОТ и прожиточным минимумом трудоспособного населения в целом по Российской Федерации будет снижаться по сравнению с достигнутым.
Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" МРОТ устанавливается в размере 5205 рублей в месяц (увеличение на 12,9%). Таким образом, будет сохранена позитивная динамика соотношения между МРОТ и прожиточным минимумом трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета. Минимальный размер оплаты труда был установлен 1 июня 2011 года в сумме 4611 рублей в месяц.
Согласно данным выборочного обследования (полученные результаты выборочного обследования были распространены Росстатом на генеральную совокупность) распределения численности работников по размерам заработной платы, проводимого Росстатом, в апреле 2011 г. в целом по Российской Федерации доля работников, получающих заработную плату ниже 5000 рублей составляла 6,2%. При этом, доля низкооплачиваемых работников была выше среднего значения в видах экономической деятельности бюджетного сектора экономики, где большая часть занятых приходится на бюджетный сектор экономики:
в образовании - 15%;
в здравоохранении и предоставлении социальных услуг - 10,1%;
в деятельности по организации отдыха, развлечений, культуры и спорта- 16,4 %.
По субъектам Российской Федерации в ходе обследования наибольшая доля низкооплачиваемых работников была выявлена в Республике Дагестан (27,8%) и Республике Калмыкия (22,3%).
В тоже время необходимо учесть, что после проведения обследования в 2011 году дважды повышалась заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений с 1 июня на 6,5% и с 1 октября на 6,5%. По данным Росстата, среднемесячная номинально начисленная заработной плата в целом по Российской Федерации в апреле 2012 года выросла по сравнению с апрелем 2011 года на 14,3%.
По оценке Минтруда России на основе данных Росстата в апреле 2012 года численность работников, получающих заработную плату в размере до 5205 руб. (включительно) составила 1,3 млн. человек в целом по экономике Российской Федерации или 7% от численности работников (из них порядка 360 тыс. человек - совместители и работники занятые неполное рабочее время). В бюджетной сфере занята при этом половина из них (650 тыс. человек или 4,3% от общего числа работников государственных и муниципальных учреждений, включая порядка 160 тыс. совместителей и работников занятых неполное рабочее время).
По оценке Минтруда России, при установлении МРОТ в размере 5205 рублей в месяц организациям всех форм собственности потребуется немногим более одного млрд. рублей в месяц, в том числе 230 млн. рублей на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды и 100 млн. рублей на уплату налога на доходы с физических лиц. Из одного млрд. рублей дополнительной потребности примерно 470 млн. рублей придется на государственные и муниципальные учреждения.
Следует отметить, что согласно прогнозу Минэкономразвития России социально-экономического развития Российской Федерации до 2015 года общий фонд заработной платы в 2013 году составит 16,4 трлн. рублей (1,4 трлн. рублей в месяц). Таким образом, увеличение МРОТ не повлечет за собой каких-либо негативных последствий для экономики.
С 1 октября 2012 г. предусмотрено повышение оплаты труда работников федеральных государственных учреждений на 6%. По оценке Минтруда России, для индексации на 6% заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений с заработной платой ниже 5205 рублей потребуется 260 млн. рублей ежемесячно. Соответственно, 210 млн. рублей учреждения должны будут перераспределить внутри фонда оплаты труда. С учетом выделения финансовых средств на повышение заработной платы всех категорий работников на 6% увеличение заработной платы низкооплачиваемых работников не приведет к снижению дифференциации в оплате труда работников различной квалификации.
Кроме того, следует учесть, что в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в проекте федерального бюджета на 2013 год предусматриваются дополнительные целевые средства на повышение заработной платы отдельных категорий работников:
преподавателей федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования - 11,6 млрд. рублей;
врачей, среднего и младшего медицинского персонала федеральных государственных учреждений - 7,1 млрд. рублей;
работников федеральных государственных учреждений культуры - 2,7 млрд. рублей.
Одновременно, резервируются целевые средства на повышение заработной платы отдельных категорий работников, занятых в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждениях (100 млрд. рублей).
Следует отметить, что принятие законопроекта позитивно скажется на решении ряда экономических проблем и приведет:
к увеличению внутреннего спроса на товары и услуги, который должен быть опорой для отечественного бизнеса;
уменьшению "скрытой" заработной платы и, как следствие, увеличению налоговых поступлений и страховых взносов во внебюджетные фонды;
повышению эффективности использования трудовых ресурсов в условиях сокращения экономически активного населения, стимулированию предпринимателей к внедрению инновационных технологий.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
(в части установления размера МРОТ)
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу каких-либо федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" не потребует принятия нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.