Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 143346-6 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
Досье на проект федерального закона
Формирование проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - законопроект, ФОМС) осуществлялось в соответствии с положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах, требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Основные характеристики бюджета ФОМС на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 - 2015 годы.
Доходы
Прогноз доходов бюджета ФОМС на 2013 - 2015 годы произведен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и Федеральным законом "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения".
Общий объем доходов бюджета ФОМС планируется:
на 2013 год в сумме 1 059,3 млрд. рублей,
на 2014 год - 1 208,8 млрд. рублей,
на 2015 год - 1 442,5 млрд. рублей.
Основная часть планируемых доходов (в 2013 году - 95,2%, в 2014 году -98,4%, в 2015 году - 99,9%) будет обеспечена поступлениями страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) работающего населения и страховых взносов на ОМС неработающего населения.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета на 2013 -2015 годы планируются на компенсацию выпадающих доходов бюджета ФОМС в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов отдельным категориям плательщиков.
В 2013 - 2015 годах уплата страховых взносов в ФОМС на ОМС работающего населения устанавливается в размере 5,1% с выплат в пользу физических лиц до установленной предельной величины облагаемой базы. Предельная величина облагаемой базы для начисления страховых взносов в 2013 году составит 568 тыс. рублей, в 2014 году - 632 тыс. рублей, в 2015 году - 702 тыс. рублей.
Расчет поступления страховых взносов на ОМС работающего населения осуществлен исходя из прогноза фонда заработной платы на 2013 год в сумме 16 482 млрд. рублей, на 2014 год - 18 295 млрд. рублей, на 2015 год - 20 269 млрд. рублей, с применением к каждому году коэффициента корректировки фонда заработной платы в размере 82 процентов и коэффициента сбора в размере 95 процентов.
В целом поступление страховых взносов на ОМС работающего населения в бюджет ФОМС страховых взносов планируется:
на 2013 год в сумме 631,8 млрд. рублей,
на 2014 год в сумме 727,5 млрд. рублей,
на 2015 год в сумме 812,5 млрд. рублей.
Поступление страховых взносов на ОМС от плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по тарифу 5,1% планируется:
на 2013 год в сумме 605,5 млрд. рублей,
на 2014 год в сумме 698,9 млрд. рублей,
на 2015 год в сумме 801,7 млрд. рублей.
Поступление страховых взносов на ОМС от плательщиков, применяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации пониженные тарифы страховых взносов (сельскохозяйственные товаропроизводители; организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог; организации и индивидуальные предприниматели, заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности или об осуществлении туристско-рекреационной деятельности; организации, использующие труд инвалидов; организации средств массовой информации; хозяйственные общества, созданные бюджетными научными и образовательными учреждениями; организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологи и др.) планируется:
на 2013 год в сумме 17,9 млрд. рублей,
на 2014 год в сумме 20,1 млрд. рублей,
на 2015 год в сумме 2,3 млрд. рублей.
Поступления страховых взносов от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам, рассчитаны исходя из стоимости страхового года, численности данной категории плательщиков и планируются на 2013 - 2015 годы в сумме 8,4 млрд. рублей ежегодно.
Суммы учтенных в бюджете ФОМС межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов отдельным категориям плательщиков на 2013 год составляют 50,4 млрд. рублей, на 2014 год - 18,8 млрд. рублей, на 2015 год - 1,0 млрд. рублей с учетом того, что с 2015 года в соответствии с действующим законодательством большинство "льготных" плательщиков страховых взносов на ОМС переходят на тариф 5,1 процента.
Поступление страховых взносов на ОМС неработающего населения планируется в объемах:
на 2013 год в сумме 377,0 млрд. рублей,
на 2014 год в сумме 462,5 млрд. рублей,
на 2015 год в сумме 629,0 млрд. рублей.
Поступление недоимок по страховым взносам, образовавшихся по состоянию на 1 января 2001 года, начисленных на указанные недоимки пеней и штрафов планируется:
на 2013 год в сумме 4,7 млн. рублей,
на 2014 год в сумме 4,5 млн. рублей,
на 2015 год в сумме 4,3 млн. рублей.
Расходы
Общий объем расходов бюджета ФОМС на 2013 год составляет 1 059,3 млрд. рублей, на двухлетний плановый период соответственно 1 208,8 млрд. рублей и 1 442,5 млрд. рублей.
В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации, в бюджете ФОМС предусмотрены субвенции:
на 2013 год в сумме 985,4 млрд. рублей,
на 2014 год в сумме 1 154,6 млрд. рублей,
на 2015 год в сумме 1 406,4 млрд. рублей.
На 2013 год законопроектом предусматривается распределение субвенций в разрезе субъектов Российской Федерации (приложение 6 к законопроекту). Бюджетные ассигнования на 2014 год в сумме 1 154,6 млрд. рублей и на 2015 год в сумме 1 406,4 млрд. рублей, предусмотренные на указанные выше цели, зарезервированы в бюджете ФОМС (приложение 5 к законопроекту).
Расчет субвенций произведен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования".
На 2013 и 2014 годы в расчете объема субвенций учтено:
увеличение финансового обеспечения расходов, осуществляемых в рамках базовой программы ОМС, в том числе на повышение оплаты труда работников здравоохранения;
покрытие части расходов на содержание медицинских организаций, работающих в системе ОМС, в размере прироста страховых взносов на ОМС неработающего населения по сравнению с 2012 годом;
проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не ниже плановых значений 2012 года;
осуществление денежных выплат участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам, работающим с названными врачами в медицинских организациях, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи не ниже плановых значений 2012 года.
Проектом закона предлагается остатки средств бюджета ФОМС на 1 января 2013 года, образовавшиеся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в 2012 году, направить в 2013 году на пополнение нормированного страхового запаса ФОМС.
Проектом закона предусматривается направить остатки средств бюджета ФОМС на 1 января 2013 года, образовавшиеся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, на те же цели в 2013 году.
В целях улучшения демографической ситуации планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета ФОМС бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в сумме по 19,03 млрд. рублей ежегодно. Кроме того, указанные средства направляются на оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов (приложения 4, 5 к законопроекту).
В составе бюджета ФОМС на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов сформирован нормированный страховой запас (приложения 4, 5 к законопроекту):
на 2013 год в сумме 54,1 млрд. рублей,
на 2014 год в сумме 34,5 млрд. рублей,
на 2015 год в сумме 16,3 млрд. рублей.
Частью 1 статьи 5 законопроекта установлены цели направления средств нормированного страхового запаса.
Статьей 6 законопроекта предусматривается за счет остатков средств по состоянию на 1 января 2013 года, образовавшихся в результате неполного использования трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан и диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, завершить в первом квартале 2013 года расчеты по указанным мероприятиям. Не использованный на указанные цели остаток средств будет перечислен в федеральный бюджет.
На обеспечение целевых мероприятий ФОМС, включая содержание Фонда, предусматриваются бюджетные ассигнования в 2013 году в сумме 724,1 млн. рублей, в 2014 году - 714,8 млн. рублей, в 2015 году - 746,3 млн. рублей.
Расходы на международное сотрудничество на 2013 год определены в сумме 16,7 млн. рублей, на 2014 год - 7,4 млн. рублей, на 2015 год - 7,6 млн. рублей с учетом уплаты взносов в Международную ассоциацию социального обеспечения (МАСО).
Расходы на осуществление мероприятий в области средств массовой информации, на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам, на обучение сотрудников ФОМС и территориальных фондов ОМС в целях повышения квалификации на 2013 год и на 2014 год предусмотрены в размере, установленном Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
Проект Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Законопроектом предлагается утвердить доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) на 2013 год в сумме 1 059,3 млрд. рублей и на плановый период: 2014 год в сумме 1 208,8 млрд. рублей и 2015 год в сумме 1 442,5 млрд. рублей.
Доходы бюджета ФОМС от поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) планируются на 2013 год в сумме 1 008,8 млрд. рублей (95,2% к общей сумме доходов), на 2014 год - 1 190,0 млрд. рублей (98,4%), на 2015 год - 1 441,5 млрд. рублей (99,9%), в том числе страховые взносы на ОМС работающего населения составят соответственно 631,8 млрд. рублей, 727,5 млрд. рублей и 812,5 млрд. рублей.
Суммы бюджетных ассигнований, получаемых из федерального бюджета, учтены в бюджете ФОМС на 2013 год в сумме 50,43 млрд. рублей, на 2014 год - 18,81 млрд. рублей, на 2015 год - 1,0 млрд. рублей.
Законопроектом предлагается утвердить общий объем расходов бюджета ФОМС на 2013 год в сумме 1 059,3 млрд. рублей, на 2014 год - 1 208,8 млрд. рублей и 2015 год - 1 442,5 млрд. рублей.
Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации, предусмотрен на 2013 год в сумме 985,4 млрд. рублей.
На финансирование расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации по оплате родовых сертификатов законопроектом на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов предусмотрено ежегодно 19,03 млрд. рублей.
Показатели проекта закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" сбалансированы.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих в связи с принятием проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию
Принятие Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" потребует внесения изменений в Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.