Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 62352-6 "О внесении изменений в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации" - о запрете на увольнение по инициативе работодателя отцов, являющихся единственными кормильцами в многодетных семьях, воспитывающих малолетних детей (внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 62352-6 "О внесении изменений в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации" подготовлен в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2011 г. N 28-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Е. Остаева".
Согласно части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 ТК РФ). Отцы, являющиеся единственным кормильцем в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка до 3 лет, где мать в трудовых отношениях не состоит и занимается уходом за детьми, не входят в круг лиц, которым предоставляется гарантия, предусмотренная частью четвертой статьи 261 ТК РФ.
Постановлением Конституционного Суда N 28-П положение части четвертой статьи 261 ТК РФ признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 19, 37 (ч. 1) и 38 (ч.ч. 1 и 2) в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования исключается возможность пользоваться этой гарантией отцу, являющемуся единственным кормильцем в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка до 3 лет, где мать в трудовых отношениях не состоит и занимается уходом за детьми.
Согласно правовой позиции, приведенной в постановлении Конституционного Суда N 28-П, для граждан - родителей малолетних детей должны создаваться равные возможности в процессе трудовой деятельности. Предоставление гарантии, закрепленной в части четвертой статьи 261 ТК РФ, не может ставиться в зависимость исключительно от того, кто - мать или отец - работает (состоит в трудовых отношениях), а кто осуществляет уход за детьми. Дифференциация, основанная лишь на указанном критерии и не учитывающая всех обстоятельств, значимых для выполнения родителями обязанности по содержанию и воспитанию детей надлежащим образом, снижает эффективность системы государственной поддержки института семьи и в условиях недостаточности мер социальной защиты работников с семейными обязанностями может приводить - в нарушение конституционных принципов равенства и справедливости - к не имеющим объективного и разумного оправдания различиям в положении семей, воспитывающих малолетних детей.
В целях устранения такого неравенства законопроектом предлагается внести изменения в статью 261 ТК РФ, предусматривающие запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с отцами, являющимися единственными кормильцами в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе в возрасте до 3 лет, если матери указанных детей не состоят в трудовых отношениях и занимаются уходом за детьми.
Согласно Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства; мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст. 7; ст. 19, ч. 3; ст. 38, ч. 1).
Приведенные положения Конституции РФ корреспондируют требованиям Конвенции ООН о правах ребенка, которая обязывает подписавшие ее государства принимать все законодательные и административные меры для обеспечения детям защиты и заботы, принимая во внимание права и обязанности родителей, опекунов и других лиц, несущих за них ответственность по закону (п. 2 ст. 3), признавать право каждого ребенка на уровень жизни, который требуется для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (п. 1 ст. 27), с учетом того, что родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за создание в пределах своих способностей и финансовых возможностей необходимых для этого условий (п. 2 ст. 27).
Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства в настоящее время приобретает особую социальную значимость и является приоритетной задачей демографической политики Российской Федерации, следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту. Предсказуемость правовых последствий в случае продолжения женщиной трудовой деятельности после рождения ребенка, стимулируя повышение уровня рождаемости, позволяет решать стоящие перед государством задачи демографической политики.
Конституция РФ гарантирует свободу труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37, ч. 1). Конституционный принцип свободы труда предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, реализуя свои способности к труду (Постановление Конституционного Суда РФ от 27 декабря 1999 года N 19-П).
Конституционный Суд РФ в ряде своих решений, в частности в Постановлении от 24 января 2002 года N 3-П, исходя из положений статей 7, 37 (часть 1) и 38 (части 1 и 2) Конституции РФ, подтвердил право законодателя предусмотреть определенные гарантии и льготы для работников, которые вследствие необходимости особого ухода за детьми не могут в полном объеме наравне с другими выполнять предписанные общими нормами обязанности в трудовых отношениях, в том числе ограничить возможность их увольнения по инициативе работодателя.
Конституция РФ, гарантируя мужчине и женщине равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст. 19, ч. 3), предопределяет необходимость коррекции на законодательном уровне условий осуществления ими прав в сфере труда и занятости, чтобы устранить возможное неравенство работников, обусловливаемое наличием в семье малолетних детей, реально существующим распределением семейных обязанностей и достаточно распространенным отношением работодателей к женщинам, имеющим детей (особенно в возрасте до трех лет), как к менее эффективным работникам.
На ликвидацию такого неравенства в социально-трудовой сфере направлены и требования обязательных для Российской Федерации международно-правовых актов. Так, в соответствии с Конвенцией МОТ от 23 июля 1981 года N 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями" одной из целей политики государства в сфере труда является создание условий, которые позволили бы лицам с семейными обязанностями, выполняющим или желающим выполнять оплачиваемую работу, осуществлять свое право на это, не подвергаясь дискриминации и, насколько возможно, гармонично сочетая профессиональные и семейные обязанности (п. 1 ст. 3). Для установления подлинного равенства обращения и возможностей для трудящихся мужчин и женщин должны приниматься все меры, соответствующие национальным условиям и возможностям, с тем чтобы трудящиеся с семейными обязанностями могли осуществлять свое право на свободный выбор работы и принимались во внимание их потребности в области условий занятости (ст. 4).
Конституция РФ признает заботу о детях, их воспитание равным правом и обязанностью родителей (ст. 38, ч. 2). Принцип равенства прав и обязанностей обоих родителей в отношении их детей, получивший свое закрепление и конкретизацию в Семейном кодексе Российской Федерации, корреспондирует положениям Конвенции о правах ребенка, возлагающей на государство обязанность предпринимать все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка (п. 1 ст. 18).
Из этого следует, что на обоих родителей может распространяться и государственная поддержка, в которой нуждается семья, имеющая ребенка, не достигшего трехлетнего возраста и потому требующего особого ухода, тем более если в такой семье воспитывается несколько малолетних детей.
На рассматриваемый законопроект получены отзывы от 4 законодательных (представительных) органов государственной власти и от 8 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Все отзывы положительные.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении сообщает, что концептуальных замечаний правового характера по законопроекту не имеется.
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей в своем заключении комитета-соисполнителя поддерживает концепцию законопроекта, поскольку предлагаемое изменение направлено на повышение уровня государственной поддержки, в которой нуждается многодетная семья с малолетними детьми, а также высказывает ряд предложений по доработке законопроекта ко второму чтению.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, поддерживают законопроект.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 62352-6 "О внесении изменений в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.