Письмо Правительства РФ от 3 августа 2012 г. N 3958п-П13
"Заключение на проект федерального закона N 343088-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", внесенный депутатом Государственной Думы В.М. Резником"
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внесение дополнения в Федеральный закон от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ), предусматривающего, что требования, установленные пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ не распространяются на кредитные организации, за исключением случаев применения кредитными организациями платежных терминалов, осуществляющих прием средств наличного платежа, если данные платежные терминалы:
установлены вне помещений головного офиса, филиалов, внутренних структурных подразделений кредитной организации, и (или)
не являются основными средствами кредитной организации и не принадлежат только ей на праве собственности, и (или)
не обеспечивают ежедневное отражение в бухгалтерском учете операций, совершенных с применением такого платежного терминала в соответствии с нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
При осуществлении налоговыми органами функций контроля за соблюдением требований Федерального закона N 54-ФЗ представители налоговых органов фактически лишены возможности определять принадлежность платежного терминала. Единственным возможным решением является определение единых требований ко всем устройствам, подходящим под признаки платежного терминала в соответствии со статьей 1 Федерального закона N 54-ФЗ, и установление обязанности применять в составе каждого такого устройства контрольно-кассовую технику. Таким образом, поддерживается необходимость определения соответствующих исключений, выражающихся в установлении обязательности включения контрольно-кассовой техники в состав платежных терминалов, которые соответствуют условиям, установленным абзацами пятым - седьмым пункта 2 законопроекта.
Вместе с тем необходимо отметить, что механизм определения налоговым органом последних двух случаев в настоящее время не установлен.
По законопроекту имеются следующие замечания.
Законопроектом предусматривается обязанность кредитных организаций предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами. Однако такой порядок предоставления информации кредитными организациями в целях проведения проверки соблюдения требований Федерального закона N 54-ФЗ в настоящее время не установлен.
Пунктом 1 законопроекта предлагается в определении понятия "банкомат", приведенном в статье 1 Федерального закона N 54-ФЗ, слова "физических лиц" заменить словом "клиентов". При этом в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, в том числе небанковской кредитной организацией, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента, в том числе для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов. Внесение каких-либо изменений в Федеральный закон N 161-ФЗ законопроектом не предусматривается.
Из пункта 1.1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ в редакции законопроекта следует, что в случае использования кредитной организацией хотя бы одного платежного терминала, соответствующего указанным признакам, данная кредитная организация обязана использовать контрольно-кассовую технику при осуществлении всех своих операций с наличными денежными средствами и картами, в том числе осуществляемых без использования терминалов. В связи с этим представляется необходимым доработать редакцию указанного пункта, установив обязанность кредитных организаций использовать контрольно-кассовую технику только при совершении операций с использованием таких платежных терминалов.
В законопроекте используется понятие "головной офис", определение которого отсутствует в действующем законодательстве Российской Федерации.
В преамбуле законопроекта необходимо указать источники официального опубликования Федерального закона N 54-ФЗ с учетом внесенных в него изменений.
Абзац третий пункта 1 законопроекта после слов "наличных денежных средств" предлагается дополнить словом "(банкнот)".
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации поддерживает представленный проект федерального закона при условии его доработки ко второму чтению с учетом указанных замечаний.
Заместитель Председателя |
В. Сурков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 3 августа 2012 г. N 3958п-П13 "Заключение на проект федерального закона N 343088-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", внесенный депутатом Государственной Думы В.М. Резником"
Текст письма официально опубликован не был