Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 343088-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в части уточнения обязанностей кредитных организаций", внесенному депутатом Государственной Думы В.М. Резником
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В пункте 1 законопроекта предлагается внести изменение в понятие "банкомат", приведенное в статье 1 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Данное изменение предусматривает, что под банкоматом будет пониматься устройство для передачи распоряжений кредитной организации об осуществлении расчетов по поручению, не физических лиц, как в настоящее время указано в законе, а клиентов.
Проектируемое изменение, по нашему мнению, не согласуется с положениями Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". В частности, согласно статье 14 данного Федерального закона оператор по переводу денежных средств вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе, с применением банкоматов. Кроме того, контрольно-кассовая техника в составе банкомата, применяемого банковскими платежными агентами (субагентами), обеспечивает выдачу кассового чека, содержащего размер вознаграждения, уплачиваемого физическим лицом.
В этой связи полагаем, что проектируемое в абзаце втором пункта 1 изменение требует обсуждения.
Принимая во внимание регулируемые Федеральным закон от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ отношения, полагаем, что определение правового статуса банкомата, в частности его обязательной функции, относится к предмету регулирования Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
Согласно проектируемому пункту 1.1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ требование по обязательному применению контрольно-кассовой техники не распространяется на определенные в рассматриваемом пункте кредитные организации. Реализация данного изменения потребует внести изменение в пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ, предусматривающее положение, согласно которому контрольно-кассовая техника применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями за исключением случая, предусмотренного в пункте 1.1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ.
Учитывая проектируемые в законопроекте изменения, полагаем возможным рассмотреть вопрос об объединении пункта 1 и изменяемого пункта 1.1 статьи 4 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ, определяющих требования к контрольно-кассовой технике.
Заместитель |
Д.Д. Цабрия |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.