Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального N 592138-5 "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (внесен Законодательным Собранием Санкт-Петербурга)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в отдельные нормы статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее-Закон), регулирующие вопросы возмещения вреда здоровью инвалидам-чернобыльцам и социальной поддержки семей, потерявших кормильца из числа инвалидов-чернобыльцев, а также граждан, погибших или умерших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Согласно пояснительной записке цель законопроекта - установление единой правоприменительной практики по выплате ежемесячных денежных компенсаций указанным категориям граждан.
Законопроектом предлагается изложить в новой редакции пункт 15 части первой статьи 14 Закона, согласно которому возмещение вреда здоровью выплачивается в виде ежемесячных денежных компенсаций в фиксированных размерах либо в виде ежемесячных денежных сумм, определяемых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанных с исполнением работниками трудовых обязанностей, в зависимости от времени установления инвалидности (до или после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; далее-Федеральный закон).
При этом предлагается установить новые базовые значения ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размерах, утвержденных с учетом индексации на 2010 год. Данное предложение, по мнению комитета, является нецелесообразным, поскольку указанные компенсации ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В связи с тем, что компенсации были проиндексированы в 2011 и 2012 годах, предлагаемые законопроектом размеры компенсаций ниже выплачиваемых в настоящее время.
Предлагаемое законопроектом предоставление права выбора между различными способами исчисления ежемесячных денежных компенсаций в возмещения вреда здоровью лишь тем гражданам, у которых инвалидность вследствие чернобыльской катастрофы установлена до вступления в силу Федерального закона, дублирует норму части первой статьи 2 указанного Федерального закона.
Что касается предлагаемой формы возмещения вреда здоровью, то она не согласуется с нормой части первой статьи 2 указанного Федерального закона, согласно которой всем инвалидам-чернобыльцам возмещение вреда здоровью устанавливается в виде ежемесячной денежной компенсации в фиксированном размере в зависимости от группы инвалидности, и лишь в случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, то ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Следует отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19 июня 2002 года N 11-П подтвердил конституционность установления Федеральным законом иного порядка определения размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью (в твердых суммах в зависимости от группы инвалидности взамен ранее существовавшего способа определения размера указанной компенсации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанных с исполнением работниками трудовых обязанностей).
Были признаны не противоречащим Конституции Российской Федерации также положения пункта 15 части первой статьи 14 Закона, части первой статьи 2 Федерального закона, не предоставляющие инвалидам-чернобыльцам, а также нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении инвалида-чернобыльца, право на получение возмещения вреда в размере, который исчисляется из заработка, если они впервые обратились за ежемесячной денежной выплатой в возмещение вреда здоровью после вступления в силу Федерального закона.
Предлагаемое законопроектом дополнение статьи 14 Закона новой частью, предусматривающей выплату ежемесячной денежной компенсации семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой (то есть тех, кому не была установлена инвалидность вследствие чернобыльской катастрофы), является избыточным, поскольку данный вопрос урегулирован частью второй статьи 2 Федерального закона.
Законопроектом предлагается заменить выплачиваемое членам семей, взявшим на себя организацию похорон, пособие на погребение на возмещение оплаты ритуальных услуг по фактическим затратам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для военнослужащих. Следует учитывать, что в 2011 году размер данного пособия был увеличен с 2 000 рублей до 8 000 рублей, что существенно превышает размер социального пособия на погребение иных категорий граждан.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению не поддерживает концепцию законопроекта.
Правое управление Аппарата Государственной Думы отмечает, что предлагаемые законопроектом изменения при их реализации приведут к ограничению круга лиц, имеющих право на меры социальной поддержки и получающих ежемесячную денежную компенсацию в соответствии со статьей 14 Закона.
На законопроект поступило 32 отзыва от законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из них 25 - поддерживают законопроект, 7 - не поддерживают. От высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступило 52 отзыва, из них 8 - поддерживают законопроект, 44 - не поддерживают, 1 отзыв - с замечаниями.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 592138-5 "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.