Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 157878-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан с целью отнесения к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации вопроса организации создания региональных отраслевых кластеров.
Федеральным законом от 30.11.2011 года N 365-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" было впервые законодательно закреплено на федеральном уровне понятие кластер, который представляет собой совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федерации и управление которой осуществляется одной управляющей компанией.
Таким образом, с учетом данного положения в настоящее время кластеры могут создаваться исключительно в особых экономических зонах.
Согласно статье 1 Федерального закона от 22.07.2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" отношения в сфере особых экономических зон регулируются только актами федерального уровня.
Вместе с тем, термин "кластер" активно применяется в отраслевых подзаконных актах Российской Федерации. Вот лишь некоторые из них:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2010 года N 282 "О национальной нанотехнологической сети";
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 года N 1662-р, которым утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 года N 1663-р, которым утверждены основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и перечень проектов по их реализации;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.10.2010 года N 1660-р, которым утверждена Концепция федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу";
- Приказ Минпромторга Российской Федерации от 23.10.2009 года N 965 "Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года";
- Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 16.02.2010 года N 59 "О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства".
В частности, приведенные документы содержат следующие определения:
- научно-производственный кластер - договорная форма кооперации организаций, обеспечивающих и осуществляющих целенаправленную деятельность по разработке, производству и продвижению продукции наноиндустрии на внутренние и внешние рынки высокотехнологичной продукции (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2010 года N 282);
- фармацевтический кластер - это группа географически локализованных взаимосвязанных инновационных фирм - разработчиков лекарств, производственных компаний; поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг; объектов инфраструктуры: научно-исследовательских институтов, вузов, технопарков, бизнес-инкубаторов и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Отличительным признаком эффективно действующих кластеров является выход инновационной продукции (Приказ Минпромторга Российской Федерации от 23.10.2009 года N 965);
- центры кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства создаются в целях содействия принятию решений и координации проектов, обеспечивающих развитие инновационных кластеров субъектов малого и среднего предпринимательства и повышающих конкурентоспособность региона базирования соответствующих инновационных кластеров и кооперационное взаимодействие участников кластера между собой (Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 16.02.2010 года N 59).
Кроме того, в указанных документах широко используются термины: "инновационные территориальные кластеры", "инновационные высокотехнологичные кластеры", "территориально-производственные кластеры", "высокотехнологичные кластеры", "технологические отраслевые кластеры", "профильные инновационные кластеры".
Министерство экономического развития Российской Федерации выпустило Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (письмо от 26.12.2008 года N 20615-АК/Д19), которые направлены на содействие развитию кластерных инициатив в субъектах Российской Федерации. Методические рекомендации подготовлены с учетом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р и содержат основные положения, касающиеся реализации кластерной политики в регионах России.
Согласно приведенному документу, территориальные кластеры (кластеры) - объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации.
Тенденции создания и развития кластеров предприятий в субъектах Российской Федерации нашли свое отражение в региональном законодательстве. К настоящему времени использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации. Вместе с тем данные проекты развития территориальных кластеров реализуется в инициативном порядке и при отсутствии соответствующей нормативной правовой базы.
Законопроектом предлагается уточнить понятие "кластер" закрепленное в статье 2 Федерального закона от 22.07.2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также дополнить пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" подпунктом 74, относящим к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации вопрос организации создания региональных отраслевых кластеров. Данное положение позволит субъектам Российской Федерации в соответствии с пунктом 3.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ осуществлять собственное правовое регулирование по вопросам кластерной политики.
Статья 4 Федерального закона от 20 июля 1995 года N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" дополняется положением, согласно которому в программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу должна быть отражена кластерная политика.
Принятие данного законопроекта не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет дополнительного расходования средств федерального бюджета, а также других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.