Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 66085-6 "О внесении изменения в статью 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Законодательным Собранием Республики Карелия
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Рассматриваемым проектом федерального закона предлагается установить административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по реализации спиртосодержащей жидкости без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица.
Следует отметить, что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) статьей 14.1 уже установлена административная ответственность для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица или без специального разрешения (лицензии), включающая нарушение любого вида деятельности, на которые требуется лицензия в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе и на розничную продажу алкогольной продукции).
В настоящее время под действие данной статьи подпадают правонарушения в сфере осуществления предпринимательской деятельности по реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Кроме того, в Кодексе содержатся и иные правовые основания, позволяющие привлекать к ответственности за нарушения в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Например, статья 14.2 "Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена"; статья 14.15 "Нарушение правил продажи отдельных видов товаров"; статья 14.16 "Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе".
Помимо этого, в настоящее время законами ряда субъектов Российской Федерации урегулированы вопросы ответственности за продажу гражданам спиртных напитков или иной спиртосодержащей продукции (статья 3.11 Кодекса Республики Тыва об административных правонарушениях, статья 2.1 Кодекса Пензенской области об административных правонарушениях, статья 3.4 Закона Рязанской области от 4.12.2008 г. N 182-ФЗ "Об административных правонарушениях", статья 3.4 Закона Кировской области от 4.12.2007 г. N 200-30 "Об административных правонарушениях").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Закон Рязанской области от 4.12.2008 г. N 182-ОЗ
Также авторами законопроекта предлагается установить новое понятие "спиртосодержащая жидкость", под которой понимается пищевая или непищевая жидкость с содержанием спирта (различных видов спиртов) более 1,5 процента объема готовой продукции.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" под "спиртосодержащей" продукцией понимается пищевая или непищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.
Таким образом, в целях наличия в федеральных законах единой понятийно-терминологической системы, полагаем, что необходимость введения нового понятия "спиртосодержащая жидкость" не требуется.
На основании изложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству не поддерживает концепцию данного законопроекта и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Утверждено на заседании Комитета "15" октября 2012 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.