Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК) статьей 290 "Незаконное обогащение", устанавливающей ответственность за приобретение должностным лицом имущества, стоимость которого значительно превосходит его законные доходы и происхождение которого он не может объяснить разумным образом.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту имеется в виду статья 290.1 "Незаконное обогащение"
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, предлагаемое изменение обусловлено необходимостью реализации статьи 20 Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., согласно которой "при условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать".
По существу законопроекта сообщаем следующее.
Возложение обязанности на лицо, обвиняемое в незаконном обогащении, "объяснить разумным образом" законность происхождения имущества, то есть свою невиновность в совершении преступления, противоречит части 2 статьи 49 Конституции Российской Федерации, согласно которой обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
Аналогичный принцип закреплен в статье 14 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. При этом в соответствии с указанной статьей бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения.
В санкциях предлагаемой законопроектом статьи 290.1 УК в качестве дополнительного наказания закрепляется конфискация имущества, приобретенного в результате незаконного обогащения.
Вместе с тем в статье 44 "Виды наказаний" УК такой вид наказания не предусмотрен.
В примечании 2 к статье 290' УК в редакции законопроекта предусмотрен квалифицирующий признак в виде значительного размера, однако в тексте данной статьи такой признак не содержится.
В диспозиции нормы, содержащейся в части первой статьи 290 УК в редакции законопроекта, используются формулировки "значительно превосходит", "разумным образом", носящие неопределенный характер, что не соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П, согласно которой неточность, неясность и неопределенность закона порождают возможность неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного применения его норм.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации законопроект в представленной редакции не поддерживает.
Заместитель Председателя |
В. Володин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 26 июля 2011 г. N 3700п-П4 "Заключение на проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", вносимый депутатами Государственной Думы А.Д. Куликовым, С.П. Обуховым, Н.А. Останиной, В.Ф. Рашкиным"
Текст письма официально опубликован не был