Заключение Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 10684-5 "О внесении изменений в статью 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 и 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", внесенный Законодательным собранием Пермского края
(в части предоставления дополнительной жилой площади инвалидам)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 10684-5 "О внесении изменений и дополнений в статью 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 и 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", (далее - законопроект), внесенный Законодательным собранием Пермского края, предлагается путем внесения изменений в статью 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее - ЖК РФ), и статьи 17 и 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", (далее - Закон), предлагается согласовать положения ЖК РФ и Закона в части регулирования отношений, связанных с особенностями признания инвалидов нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма, учета и обеспечения их жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Законопроектом предлагается:
1. Расширить в статье 51 ЖК РФ список тяжелых форм хронических заболеваний, дающих инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, право на признание нуждающимися в улучшении жилищных условий за счет дополнительного распространения на них действия перечня тяжелых форм хронических заболеваний, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 1 законопроекта)
2. Распространить установленный статьями 17 и 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" механизм обеспечения жильем, предоставляемым по договорам социального найма за счет средств федерального бюджета, на вставших на учет после 1 января 2005 года инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (статья 2 законопроекта).
Законопроект не может быть поддержан Комитетом по следующим основаниям: В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливается право на признание нуждающимися в жилых помещениях граждан, которые проживают в одной квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной с тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
В соответствии со статьей 17 Закона инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В этом случае следует учитывать, что утвержденные Правительством Российской Федерации данные перечни заболеваний содержат различные наборы тяжелых форм хронических заболеваний и от особенностей их протекания зависит право семей либо на получение отдельного жилого помещения с целью изоляции семьи с больным человеком от других семей либо на дополнительную жилую площадь.
Включение того или иного заболевания, дающего право на получение отдельного жилого помещения, в вышеуказанные перечни, в соответствии с законодательством Российской Федерации находится в компетенции находится в компетенции Правительства Российской Федерации. Следовательно вносить изменения и дополнения в данные перечни целесообразно путем внесения изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.08.2010 г. N ВАС-10523/10, в части внесения изменений в абзац 13 статьи 17 Закона, следует отметить, что в соответствии со статьей 150 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за коммунальные услуги.
Введение в действие с 01.03.2005 ЖК РФ, определяющего порядок отнесения жилых помещений к видам жилищного фонда, не дает оснований для прекращения права инвалидов на получение 50-процентной скидки на оплату за ремонт и содержание жилья без равноценной компенсации.
В силу статьи 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно статье 8 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству не поддерживает проект федерального закона N 10684-5 "О внесении изменений и дополнений в статью 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 и 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", внесенный Законодательным собранием Пермского края.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.