Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 96972-6 "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"
Досье на проект федерального закона
Пунктом "е" части 1 статьи 15 Федерального Закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что зоны традиционного экстенсивного природопользования в национальных парках, предназначены для обеспечения жизнедеятельности только коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Вместе с тем, частью 3 статьи 3 Федерального закона N 82-ФЗ от 30.04.1999 "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" установлено, что гарантии, предусмотренные настоящим законом, могут распространяться на лиц, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
В границы Забайкальского национального парка включены часть акватории Баргузинского залива и Чивыркуйский залив, являющиеся исконными местами традиционного лова рыбы местным населением рыбацких поселков, которые расположены в границах данного парка. Ранее, до вступления в силу последних изменений федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в акватории вышеуказанных заливов ежегодно осуществлялся лов рыбы населением, постоянно проживающим в данных поселках в рамках экстенсивного природопользования, для которых рыболовство является основой существования.
МО "Баргузинский район" согласно Перечню районов крайнего севера и местностей, приравненных к районам крайнего севера, на которые распространяется действие указов президиума верховного совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р "Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации" сельские поселения Баргузинское, Сувинское, Юбилейное Баргузинского муниципального района являются местами традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Вместе с тем, статьей 19 федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования (далее - КМНС).
Статья 333.2 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ устанавливает, что объектами обложения не признаются объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд КМНС.
Таким образом, указанное выше положение пункта "е" части 1 статьи 15 федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ не согласовано с федеральным законодательством, регулирующим права КМНС.
Принятие данного проекта закона позволит привести к единообразию федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с другими актами Российской Федерации и устранит имеющиеся ограничения прав лиц, которые не относятся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, на рыболовство.
В целях создания единого правового пространства в сфере сохранения и развития традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности КМНС и лиц приравненных к ним необходимо внести :
- изменения в подпункт "е" пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 33-ФЗ в части, расширения возможности использования зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения не только жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а так же лиц, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, и местного населения, проживающего в районах, расположения национальных парков, в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности, кустарных и народных промыслов, а также связанных с ними видов пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков;
- исключения пункта 3 статьи 15 Федерального закона N 33-ФЗ.
Пунктом "е" части 2 статьи 15 Федерального Закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" установлен запрет на промышленное и прибрежное рыболовство, в целях предотвращения ущерба природным комплексам и объектам растительного и животного мира.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "Об охране озера Байкал" от 01.05.1999 г. N 94-ФЗ, с Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов" от 20.12.2004 г. N 166-ФЗ, с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 г. N 67 "Об особенностях охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений озера Байкал" ежегодно согласно научных обоснований общих допустимых уловов (ОДУ), с учетом заключения государственной экологической экспертизы, по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Росрыболовство утверждает ОДУ для оз. Байкал.
Пунктом "е" части 1 статьи 15 Федерального Закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что зоны традиционного экстенсивного природопользования в национальных парках, предназначены для обеспечения жизнедеятельности только коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Положением об охране водных биоресурсов и порядке рыболовства в акватории оз. Байкал и других водоемах ФГУ "Забайкальский национальный парк", утвержденным приказом ФГУ "Забайкальский национальный парк" от 12 мая 2006 г. N 37 для осуществления традиционной деятельности (рыболовства) выделены соответствующие участки.
Практика ведения промысла водных биоресурсов в оз. Байкал показала, что добычу (вылов) водных биоресурсов возможно осуществлять без ущерба для состояния популяций и в то же время наиболее полно осваивать запасы водных биоресурсов.
Для организации промысла омуля научно-исследовательскими организациями и (или) ФГУ "Байкалрыбвод" разрабатываются рекомендации по орудиям лова по рыбопромысловым районам оз. Байкал, что позволяет осуществлять рыболовство наиболее эффективно и без ущерба для состояния запасов в отношении каждой морфо-экологической группы омуля.
Участки акваторий Чивыркуйского и Баргузинского залива оз. Байкал и оз. Арангатуй, входящие в состав Забайкальского национального парка, традиционно использовались для осуществления добычи (вылова) водных биоресурсов рыбодобывающими предприятиями Баргузинского района Республики Бурятия, так как имеют более высокую, по сравнению с другими промрайонами, промысловую рыбопродуктивность (до 20 кг/га и более), что немаловажно для освоения общих допустимых уловов и рекомендованных объёмов добычи (вылова) водных биоресурсов. На данные водные объекты приходится порядка 25-30 % от общего вылова рыбы на озере Байкал в пределах Республики Бурятия. Так, по итогам промысла за 2007 - 2009 гг. в среднем освоение квот в Баргузинском рыбопромысловом районе не превышало 80%, при этом доля добытой рыбы в границах национального парка составляла не менее 70% (500-600 тонн) от общей добычи в районе. Не высокое освоение квот является результатом невозможности оперативного регулирования рыболовства в границах национального парка (перераспределение квот, орудий лова и т.д.), что приводит к снижению освоения квот в целом по оз. Байкал.
Оценка состояния запасов рыб Баргузинского рыбопромыслового района и в т.ч. Забайкальского национального парка является частью рыбохозяйственных мониторинговых работ, ведущихся Байкальским филиалом Госрыбцентра на Байкале. Вылов рыбы в Баргузинском районе в 80-х годах составлял около 1000 т, за последние 10 лет (2001-2010 гг.) он уменьшился до 750 т, но продолжает оставаться на достаточно высоком уровне. Доля рыбы вылавливаемой в данном рыбопромысловом районе составляет 22.7% от общих уловов по Байкалу.
Осуществляемый на протяжении ряда десятилетий режим рыболовства в Баргузинском рыбопромысловом районе основан на специфичности распределения рыб. Основные промысловые концентрации рыб приурочены к акваториям, входящим в состав национального парка. Такими водоемами являются: часть Баргузинского залива (около 30% акватории), Чивыркуйский залив и оз. Арангатуй. В последнее десятилетие (2001-2010 гг.) доля рыбы, выловленной в границах национального парка составляла не менее 70% (в среднем 523 т, при колебаниях от 381 до 618 т) от общего улова по рыбопромысловому району.
Высокий удельный вес рыбы вылавливаемой именно на территории национального парка обусловлен объективными причинами. Участки акватории оз. Байкал и оз. Арангатуй, находящиеся в границах национального парка, имеют более высокую по сравнению с прочими акваториями данного района промысловую рыбопродуктивность (до 20 кг/га и более). В значительной степени это связано с отсутствием изоляции популяций рыб от экосистемы оз. Байкал. Можно выделить два комплекса рыб, обитающих в пределах акватории национального парка: байкальский (омуль, сиг, белый хариус) и прибрежно-соровый (плотва, елец, окунь, щука, карась, язь, черный хариус). Воспроизводство ряда видов рыб происходит за пределами национального парка, в самом национальном парке проходят миграционные пути и осуществляется нагул. Так, практически весь улов омуля в Чивыркуйском заливе представлен омулем, мигрирующим вдоль побережья Байкала. При этом объем вылова данного вида зависит преимущественно от гидрометеорологических условий, создающих предпосылки захода определенного количества омуля в залив.
Частиковые виды рыб, особенно елец, также совершают протяженные миграции вдоль берегов Байкала, не обитая постоянно на каких-либо локальных участках акватории озера. Причем елец играет существенную роль в промысле на Байкале только в Баргузинском районе.
На основании режимных наблюдений, можно с достаточной долей уверенности утверждать, что запасы основных видов рыб Баргузинского рыбопромыслового района и в т.ч. в пределах национального парка стабильны, ведение лова в существовавшем до настоящего времени режиме не оказывает негативного воздействия на состояние их запасов, Об этом свидетельствуют как биологические, так и структурные характеристики всех рассматриваемых видов рыб.
По состоянию на 2011 г. в районе действует 7 рыбодобывающих организаций и ИП. В соответствии с данными указанными в заявках пользователей на получение квот вылова водных биоресурсов (по информации Минсельхозпрода Республики Бурятия) общая численность занятых при осуществлении рыболовства составляет 172 человека. При запрете на осуществление промышленного рыболовства в Чивыркуйском и Баргузинском заливе оз. Байкал и оз. Арангатуй происходит снижение уловов, как в районе, так и в целом по оз. Байкал, следовательно, возрастает социальная напряженность среди местного населения.
Также при отсутствии регулярного облова существенно возрастает вероятность возникновения эпизоотии. К примеру, в Чивыркуйском заливе в пределах зоны круглогодичного запрета на промысел водных биоресурсов в 2005 г. произошла вспышка аэромоноза. В результате чего Управлением ветеринарии по Республике Бурятия в 2005 г. вводился карантин.
В целях регулирования водных биоресурсов, недопущения возникновения социальной напряженности среди местного населения для которых рыболовство является основой существования, необходимо внести изменения в подпункт "е" пункта 2 статьи 15 Федерального закона N 33-ФЗ, в части разрешения местному населению, проживающему в районах расположения национальных парков, осуществлять промышленное рыболовство.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 15 федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 15 федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" потребует внесение изменений в распоряжение Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р "Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации", в части включения всей территории Баргузинского муниципального района в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.