Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне от 28 февраля 2012 г. N 7/1.1.
по проекту федерального закона N 641868-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (о порядке выплаты пенсий)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 641868-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (о порядке выплаты пенсий), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Законопроект направлен на устранение недостатков правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы (службы).
В соответствии со статьей 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон), выплата гражданам пенсий, предусмотренных указанным Законом, производится по месту их жительства или по месту их пребывания в пределах территории Российской Федерации.
При этом основанием для определения и подтверждения указанного места жительства (места пребывания) признаются только документы о регистрации, выданные в установленном порядке органами, осуществляющими регистрационный учет.
Таким образом, невыполнение гражданином требований регистрационного учета, в том числе и по независящим от него причинам, влечет за собой несоразмерные ограничения в получении гарантированной государством пенсии.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 июня 2011 года N 11-П установил, что положения статьи 56 Закона в этой части не соответствуют Конституции Российской Федерации, поскольку препятствуют реализации прав граждан на социальное обеспечение.
Законопроект устраняет несоответствие действующих положений названной статьи Закона Конституции Российской Федерации и имеет высокую социальную значимость.
Поскольку размеры пенсий в Российской Федерации зависят еще и от места жительства гражданина вышеуказанные изменения влекут за собой необходимость установления мер предупреждения неправомерных действий военных пенсионеров, направленных на предоставление недостоверной информации о месте своего жительства.
В этой связи законопроектом предлагается установить соответствующие меры ответственности, аналогичные для граждан, получающих трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Кроме того, законопроектом уточняются статьи 45 и 46 Закона о праве некоторых категорий членов их семей погибших (умерших) военнослужащих (сотрудников) и граждан, уволенных с военной службы (службы), на повышение пенсий, которые были установлены либо могли бы быть установлены самому военнослужащему (сотруднику) или гражданину, уволенному с военной службы (службы), за определенные личные заслуги.
В настоящее время правоприменительная практика, в том числе судебная, по этому вопросу носит весьма неоднозначный характер. Субъект права законодательной инициативы в пояснительной записке прямо указывает на то, что решениями ряда судебных органов членам семей погибшего (умершего) кормильца фактически передаются по наследству личные заслуги погибшего (умершего) вне зависимости от заслуг самих членов семьи, что ставит их в более привелигированное положение по отношению к другим членам семей, потерявших кормильца.
По мнению субъекта права законодательной инициативы, правовая неопределенность в этом вопросе нарушает конституционные принципы равенства граждан и служит источником социальной напряженности в среде пенсионеров.
С целью решения указанной проблемы законопроектом предлагается уточнить круг лиц, имеющих право на повышение пенсии.
По законопроекту имеются замечания правового и юридико-технического характера, не влияющие на концепцию законопроекта, и которые могут быть устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.П. Комоедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.