Порядок принятия решения об отнесении объекта к основным средствам (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
При принятии решения об учете объекта в составе основных средств должностные лица учреждения последовательно должны проверить соблюдение следующих условий:
Условие 1. Учреждение располагает документами, подтверждающими, что: - объект принадлежит учреждению на праве оперативного управления; - объект получен по договору лизинга (сублизинга) |
/------------\ /-----------\
| ДА | | НЕТ |---\
\------------/ \-----------/ |
|
/---------------------------------------------\ |
|Условие 2. Объект предназначен для: | |
|- использования при производстве готовой | | /-------------------\
|продукции (выполнении работ, оказании услуг);| | | |
|- осуществления государственных полномочий | \-| Объект следует |
|(функций); | |учесть за балансом |
|- управленческих нужд. | /-| |
|Фактическое использование объекта по данным | | \-------------------/
|направлениям значения не имеет. | |
\---------------------------------------------/ |
/------------\ /-----------\ |
| ДА | | НЕТ |---/
\------------/ \-----------/
Условие 3. Объект предназначен для: - выполнения самостоятельных функций; - выполнения определенной работы. Иными словами, объект не должен относиться к сырью или материалам, предназначенным для: - использования (потребления) в процессе деятельности учреждения; - изготовления иных нефинансовых активов. |
/------------\ /-----------\
| ДА | | НЕТ |--\
\------------/ \-----------/ |
|
/---------------------------------------------\ | /-------------------\
|Условие 4. Объект относится к одной из | | | |
|следующих категорий: | \--| Объект |
|1) Имущество со сроком полезного | | следует учесть |
|использования более 12 месяцев; | /---| в составе |
|2) Объекты библиотечного фонда (за | | | материальных |
|исключением периодических изданий*) | | /| запасов |
|независимо от срока полезного использования. | | | | |
\---------------------------------------------/ | | \-------------------/
/------------\ /-----------\ | |
| ДА | | НЕТ |-/ |
\------------/ \-----------/ |
|
/---------------------------------------------\ |
|Условие 5. Объект не отнесен к активам, | |
|которые не учитываются в составе основных | |
|средств, независимо от срока полезного | |
|использования и иных характеристик (согласно | |
|п.п. 39, 99 Инструкции, утвержденной | |
|приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н)| |
\---------------------------------------------/ |
/------------\ /-----------\ |
| ДА | | НЕТ |----/
\------------/ \-----------/
/---------------------------------------------\ /-----------------------\
|Условие 6. Объект не относится к материальным| |Учитывается на |
|объектам: | |соответствующих счетах:|
|- находящимся в пути; | |- 107 00 "Нефинансовые |
|- числящимся в составе незавершенных | |активы в пути"; |
|капитальных вложений; | |- 106 00 "Вложения в |
|- готовой продукции (изделиям), товарам | | нефинансовые |
| | | активы"; |
| | |- 105 07 "Готовая |
| | |продукция"; |
| | |- 105 08 "Товары" |
\---------------------------------------------/ \-----------------------/
/------------\ /-----------\
| ДА | | НЕТ |---------------/
\------------/ \-----------/
/---------------------------------------------\ /-----------------------\
|Условие 7. Объект не отнесен к предметам, | |Учитывается в составе |
|учитываемым в составе сложных с технической | |основного средства, |
|точки зрения основных средств согласно | |являющегося комплексом |
|Введению к ОКОФ | |конструктивно-сочленен-|
| | |ных предметов |
\---------------------------------------------/ \-----------------------/
/------------\ /-----------\
| ДА | | НЕТ |----------------/
\------------/ \-----------/
/---------------------------------------------\ /-------------------\
|Условие 8. Объект не является оборудованием, | | |
|требующим монтажа** (предназначенным для | | |
|установки): | | |
|- оборудование для отопительной, | | Учитывается в |
|вентиляционной, санитарно-технической и иных | | качестве |
|систем (отопительные котлы, радиаторы и | | строительных |
|т.п.); | | материалов |
|- оборудование (включая | | на счете |
|контрольно-измерительную аппаратуру или | | 105 04 |
|другие приборы, предназначенные для монтажа в| | "Строительные |
|составе этого оборудования), которое может | | материалы" |
|быть введено в действие только после сборки | | |
|его частей и прикрепления к фундаменту или | | |
|опорам зданий и сооружений, а также комплекты| | |
|запасных частей такого оборудования | | |
\---------------------------------------------/ \-------------------/
/------------\ /-----------\
| ДА | | НЕТ |-----------------/
\------------/ \-----------/
ОБЪЕКТ МОЖЕТ БЫТЬ УЧТЕН В СОСТАВЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ |
Упоминание наименования какого-либо объекта в ОКОФ не означает, что этот объект обязательно должен быть учтен организацие госсектора в составе основных средств. Решение об отнесении к основным средствам должно приниматься исключительно с использованием алгоритма, приведенного выше.
_____________________________
* Периодические издания для комплектации библиотечного фонда следует учесть на забалансовом счете 23
** Ряд объектов может эксплуатироваться только после установки (монтажа) на иных объектах государственного (муниципального) имущества (прежде всего на объектах недвижимости). Возможность учета таких объектов в качестве самостоятельных основных средств должна определяться на основе профессионального суждения должностных лиц учреждения, основанного на следующих критериях:
1) наличие принципиальной технической возможности использования имущества по прямому назначению вне объекта недвижимого имущества;
2) возможный демонтаж объекта не должен нанести несоразмерный ущерб зданию (сооружению);
3) демонтаж не должен повлиять на возможности использования объекта по прямому назначению;
4) функциональное предназначение объекта не должно являться неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества как единого обособленного комплекса.
Тема
Основные средства. Счет 101 00 (для госсектора)
См. также
Учет компьютерной техники (для госсектора).
Имущество, не учитываемое в составе основных средств (для госсектора)
Срок полезного использования основных средств (для госсектора)
Инвентарный объект основных средств (для госсектора)
Группировка основных средств - применение ОКОФ (для госсектора)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.