Санкционирование расходов. Счет 500 00 (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Согласно п. 308 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), счета по учету санкционирования расходов организаций госсектора предназначены для обобщения и сопоставления информации о размерах:
- бюджетных ассигнований;
- лимитов бюджетных обязательств;
- прогнозных показателей по доходам бюджета;
- сумм, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения (иным плановым документом) показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам);
- принятых учреждениями обязательств (денежных обязательств);
- принятых авансовых денежных обязательств *(1);
- авансовых денежных обязательств к исполнению *(1);
- исполненных денежных обязательств *(1).
Учет операций по санкционированию расходов осуществляется на счете 0 500 00 000 "Санкционирование расходов" в рамках всех видов деятельности. На данном счете операции по исполнению принятых обязательств (денежных обязательств) в бухгалтерском учете учреждений не отражаются - при формировании отчетности такая информация показывается на основании данных, учитываемых на счетах 0 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами", 0 201 00 000 "Денежные средства учреждения".
Начиная с 2017 года, учет принимаемых, принятых (отложенных) федеральными казенными учреждениями обязательств (денежных (авансовых) обязательств), а также исполненных денежных обязательств осуществляется органами Федерального казначейства. В целях ведения такого учета Единый план счетов дополнен счетами 0 502 03 000 "Принятые авансовые денежные обязательства", 0 502 04 000 "Авансовые денежные обязательства к исполнению" и 0 502 05 000 "Исполненные денежные обязательства", применяемыми органами Федерального казначейства в части кассового исполнения федерального бюджета.
По общему правилу данные по санкционированию расходов группируются в разрезе финансовых периодов на следующих счетах (п. 309 Инструкции N 157н):
- 0 500 10 000 "Санкционирование по текущему финансовому году";
- 0 500 20 000 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередному финансовому году)";
- 0 500 30 000 "Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первому году, следующему за очередным)";
- 0 500 40 000 "Санкционирование по второму году, следующему за очередным";
- 0 500 90 000 "Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)".
Перенос и перерегистрацию показателей 500-х счетов по завершении года согласно п.п. 310, 312 Инструкции N 157н надо проводить так:
/-------------------------------------------------------------------------\
| СЧЕТА ТЕКУЩЕГО ФИНАНСОВОГО ГОДА |
|-------------------------------------------------------------------------|
|0 500 10 000 |0 500 20 000 |0 500 30 000 |0 500 40 000 |0 500 90 000 |
|"Санкциониро-|"Санкциониро- |"Санкциониро- |"Санкциониро- |"Санкциониро- |
|вание по |вание по |вание по |вание по |вание на иные |
|текущему |первому году, |второму году, |второму году, |очередные года|
|финансовому |следующему за |следующему за |следующему за |(за пределами |
|году" |текущим |текущим |очередным" |планового |
| |(очередному |(первому году,| |периода)" |-----\
| |финансовому |следующему за | | | |
| |году)" |очередным)" | | | |
|-------------------------------------------------------------------------| |
|Перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий | |
|день текущего года | |
|-------------------------------------------------------------------------| |
|ПЕРЕРЕГИСТРА-| | | | | |
|ЦИЯ | |
\-------------+--------------------------------------------------------------------------\
| | СЧЕТА ОЧЕРЕДНОГО ФИНАНСОВОГО ГОДА |
| |--------------------------------------------------------------------------|
| |0 500 10 000 |0 500 20 000 |0 500 30 000 |0 500 40 000 |0 500 90 000 |
| |"Санкциониро- |"Санкциониро- |"Санкциониро- |"Санкциониро- |"Санкциониро- |
| |вание по |вание по |вание по |вание по |вание на иные |
| |текущему |первому году, |второму году, |второму году, |очередные года|
| |финансовому |следующему за |следующему за |следующему за |(за пределами |
| |году" |текущим |текущим |очередным" |планового |
| | |(очередному |(первому году,| |периода)" |
| | |финансовому |следующему за | | |
| | |году)" |очередным)" | | |
| |--------------+--------------+--------------+--------------+--------------|
| |Показатели | | |1.В результате|Показатели в |
\-----|формируются с| | |переноса |в сумме |
|учетом | | |показатели по |сформированно-|
|принятых и | | |счету |го в отчетном |
|не исполненных| | |обнуляются. |году резерва |
|учреждением | | | |подлежат |
|обязательств | | |2.Показатели |перерегистра- |
|(денежных | | |по счету не |ции в текущем |
|обязательств) | | |отражаются до |году |
|(неисполненные| | |утверждения | |
|в прошлом году| | |бюджетных | |
|обязательства | | |ассигнований, | |
|подлежат пере-| | |лимитов | |
|регистрации) | | |бюджетных | |
| | | |обязательств в| |
| | | |соответствии с| |
| | | |принятым | |
| | | |бюджетом | |
\--------------------------------------------------------------------------/
Любые изменения показателей, ранее отраженных в общеустановленном порядке на счетах по учету санкционирования расходов, в соответствии с требованиями п. 311 Инструкции N 157н отражаются в следующем порядке:
- увеличение показателей - со знаком "плюс";
- уменьшение показателей - со знаком "минус".
Принципиальное значение имеет также вопрос организации учета на счете 502 00 "Принятые обязательства". Для отражения информации на счете 0 502 01 000 "Принятые обязательства" необходимо руководствоваться исключительно определениями понятий "обязательства участника бюджетного процесса", "обязательства учреждения", приведенными в п. 308 Инструкции N 157н, - показатели данного счета напрямую не "привязаны" к информации, отражаемой на иных счетах бухгалтерского учета.
А вот показатели принятых денежных обязательств, учтенные на счете 0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства", напротив, должны соответствовать определенным показателям соответствующих счетов бухгалтерского учета (206 00 "Расчеты по выданным авансам", 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам" и т.д.). Такой вывод следует из определения понятия "денежные обязательства", которое содержится в п. 308 Инструкции N 157н. В отношении участников бюджетного процесса необходимость применения данного порядка организации учета прямо предусмотрена п. 141 Инструкции N 162н, для бюджетных и автономных учреждений - п. 166 Инструкции N 174н и п. 195 Инструкции N 183н соответственно.
Если бюджетное (автономное) учреждение осуществляет операции, в отношении которых должна формироваться бюджетная отчетность, учет санкционирования расходов должен осуществляться с применением кода вида финансового обеспечения (деятельности) "1" ("Бюджетная деятельность") в порядке, установленном Инструкцией N 162н. К таким операциям относятся, в частности, операции, связанные с осуществлением полномочий органов государственной власти (местного самоуправления) по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами.
В отношении кредиторской задолженности за отчетный год условиями договора (контракта) или положениям действующего законодательства может предусматриваться:
- предоставление (оформление) документов в очередном году;
- оплата в очередном году.
Например, по оказанным в декабре отчетного года услугам документы могут поступить в организацию госсектора только в январе и обязанность произвести оплату согласно договору также появится только в январе. Другой пример: обязанность определить налоговую базу (произвести расчет) и уплатить ряд налогов по итогам отчетного года согласно требованиям НК РФ возникает уже в очередном году. Учитывая, что дата (момент) признания обязательств за налоговый период в бухгалтерском учете организаций госсектора в настоящее время нормативно не урегулированы, обязательства в сумме кредиторской задолженности по налогам, исходя из положений учетной политики организации госсектора, могут не найти отражения в отчетном периоде.
В целях формирования качественной и достоверной бухгалтерской отчетности организации госсектора целесообразно установить в учетной политике критерии существенности, в том числе в отношении сумм кредиторской задолженности по налогам *(2). В случае если дата признания налоговых обязательств в бухгалтерском учете согласно учетной политике учреждения находится за пределами налогового периода, совпадающего с отчетным периодом, но при этом сумма задолженности является существенной и подлежит отражению в отчетном периоде, указанная задолженность на счетах санкционирования расходов отражается с указанием аналитической группы 20 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)" - как обязательства, принятые в пределах лимитов (плановых назначений) на очередной финансовый год (см. письма Минфина России от 07.11.2014 N 02-07-10/56182, от 26.12.2014 N 02-07-10/68478).
Информацию об аналитических счетах и типовых корреспонденциях, применяемых в целях ведения бухгалтерского учета санкционирования расходов, смотрите в путеводителях:
- для бюджетных и автономных учреждений.
_____________________________
*(1) Учет соответствующих показателей осуществляется органами Федерального казначейства в части кассового исполнения федерального бюджета.
*(2) Критерий существенности устанавливается учреждением самостоятельно и утверждается в рамках учетной политики (абзац 7 п. 1 Методических рекомендаций, утв. письмом Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918). При определении критерия существенности желательно принимать во внимание норму ст. 15.11 КоАП РФ, согласно которой искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов, признается грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.