Субсидия на иные цели (целевая субсидия)
Помимо субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, бюджетным и автономным учреждениям из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии на иные цели (целевые субсидии) (п. 1 ст. 78.1 БК РФ).
Согласно абзацу четвертому п. 1 ст. 78.1 БК РФ порядок определения объема и условия предоставления таких субсидий из различных бюджетов устанавливается соответственно:
- Правительством РФ;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
- местной администрацией;
- органами, которым подобные полномочия переданы перечисленными выше органами власти (местного самоуправления).
Например, в соответствии п. 39 Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в 2017 году предоставление субсидий на иные цели федеральным бюджетным и автономным учреждениям производится в порядке, установленном по согласованию с Минфином России федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении данных учреждений.
Конкретные условия предоставления целевых субсидий, как правило, устанавливаются в соответствующих договорах (соглашениях), заключаемых между учредителями и получателями субсидий*(1). В таких документах, в частности, может содержаться информация:
- о целевом назначении, порядке предоставления субсидий на иные цели;
- об объеме и периодичности перечисления субсидии в течение года;
- порядке и сроках возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм;
- порядке и сроках предоставления соответствующей отчетности, проведения учредителем проверочных мероприятий;
- иные права и обязанности, а также ответственность сторон договора (соглашения).
За нарушение юридическим лицом, являющимися получателем субсидии, условий ее предоставления, предусмотрена административная ответственность (см. ч. 2 ст. 15.15.5 , ст. 15.14 КоАП РФ, п. 1.2.49 Классификатора, одобренного Коллегией Счетной палаты РФ 18.12.2014). Правовым основанием для квалификации таких нарушений являются порядки, утвержденные уполномоченными органами в соответствии с абзацем четвертым п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
По общему правилу целевые субсидии зачисляются на отдельные лицевые счета, открываемые бюджетным и автономным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства (финансовых органах) (п. 8 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; ч. 8 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, далее - Закон N 83-ФЗ; ч.ч. 3, 3.1, 3.7 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее - Закон N 174-ФЗ). Открытие и ведение таких лицевых счетов осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством или соответствующим финансовым органом (ч.ч. 2 - 4 Закона N 83-ФЗ; ч.ч. 3.2 - 3.3 Закона N 174-ФЗ)*(2).
Расходы за счет средств субсидий на иные цели осуществляются только после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания расходных операций целям предоставления субсидий в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (ч. 16 ст. 30 Закона N 83-ФЗ; ч. 3.10 Закона N 174-ФЗ)*(3). При этом санкционирование расходов уполномоченными органами, как правило, осуществляется на основании данных, содержащихся в:
- Сведениях об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на год (код формы по ОКУД 0501016) (форма составляется учреждениями в порядке, предусмотренном Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н, и утверждается учредителями);
- Перечнях целевых субсидий на год (код формы по ОКУД 0501015) (составляются учредителями и содержат сведения о целевых субсидиях, предоставляемых в соответствующем финансовом году находящимся в их ведении учреждениям)*(4).
Оплата требований, содержащихся в исполнительных документах, может производиться с отдельного лицевого счета в пределах общего остатка средств без предоставления документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств (письма Минфина России от 07.11.2014 N 02-04-11/56190, от 29.08.2012 N 02-13-11/3407).
И наконец, Федеральное казначейство, соответствующие финансовые органы определяют формы документов, на основании которых могут осуществляться операции со средствами субсидий на иные цели, а также порядок применения таких документов. Так, например, федеральные учреждения в соответствии с "Порядками...", утвержденными приказами Федерального казначейства от 08.12.2011 N 15н и от 19.07.2013 N 11н, должны использовать формы, утвержденные приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н:
- Заявки на кассовый расход (код формы по КФД 0531801, 0531851);
- Заявки на возврат (код формы по КФД 0531803);
- Заявки на получение наличных денег (код формы по КФД 0531802).
Средства субсидий на иные цели, предоставляемые автономным учреждениям, могут учитываться также на счетах, открытых им в кредитных организациях, но только после проверки документов, подтверждающих произведенные кассовые расходы (ч.ч. 3, 3.7 ст. 2 Закона N 174-ФЗ). По мнению специалистов финансового ведомства, данное требование означает, что средства целевых субсидий могут перечисляться на банковские счета автономных учреждений исключительно в рамках возмещения расходов, ранее произведенных такими учреждениями за счет собственных средств (письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/295, Раздел 7 Рекомендаций Минфина России от 22 октября 2013 г.).
Не использованные в текущем финансовом году остатки средств субсидий на иные цели, учтенные на отдельных лицевых счетах бюджетных и автономных учреждений, подлежат перечислению в соответствующий бюджет. В то же время согласно решению органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей в отношении конкретных учреждений, данные средства могут использоваться этими учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели (ч. 18 ст. 30 Закона N 83-ФЗ; ч.ч. 3.17, 3.18 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
______________________________
*(1) В соответствии с законом (решением) о бюджете информация о подобных соглашениях может отражаться в специальном реестре. Так, например, Порядок ведения реестра соглашений (договоров) о предоставлении субсидий из федерального бюджета утвержден приказом Минфина России от 31.12.2015 N 224н.
*(2) См., например, Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства (утв. приказом Федерального казначейства от 17 октября 2016 г. N 21н).
*(3) Порядок санкционирования расходов, осуществляемых за счет средств целевых субсидий, для федеральных бюджетных и автономных учреждений утвержден приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н, см. также письмо Минфина России от 04.10.2013 N 02-15-10/41200.
*(4) Форма применяется федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителей бюджетных и автономных учреждений. На уровне субъектов РФ, муниципальных образований могут применяться аналогичные документы.
Темы
Порядок осуществления бюджетными (автономными) учреждениями операций с денежными средствами
Денежные средства. Счет 201 00 (для госсектора)
См. также
Расходы, осуществляемые за счет субсидий на иные цели (целевых субсидий)
Бухгалтерский учет операций со средствами субсидий на иные цели
Субсидия на иные цели. Критерии оценки целевого характера расходов
Порядок осуществления бюджетными (автономными) учреждениями операций с денежными средствами
Денежные средства на счетах. Счет 201 01 (для госсектора)
Учет санкционирования расходов в бюджетном (автономном) учреждении
Субсидия на выполнение госзадания
Содержание имущества бюджетными и автономными учреждениями
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.