Учет расчетов при предоставлении бюджетным (автономным) учреждением нежилого помещения в аренду
В соответствии с бюджетным законодательством любые доходы от использования государственного (муниципального) имущества, принадлежащего на праве оперативного управления бюджетным (автономным) учреждениям, не относятся к доходам бюджетов бюджетной системы РФ (абзац второй п. 3 ст. 41 БК РФ). Данное правило распространяется, в частности, на доходы, получаемые такими учреждениями в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества (абзац второй ст. 42 БК РФ).
Таким образом, любые суммы, получаемые бюджетным (автономным) учреждением в качестве арендодателя от арендаторов в рамках договоров, предметом которых является передача в возмездное пользование имущества, остаются в распоряжении учреждения. Поступление арендной платы должно отражаться с применением аналитического кода вида поступлений объектов учета, соответствующего коду КОСГУ 120 "Доходы от собственности".
Бюджетное (автономное) учреждение сдает в аренду нежилое помещение. Согласно договору ежемесячная арендная плата равна 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). Эксплуатационные, коммунальные и административно-хозяйственные услуги арендатор оплачивает специализированным организациям самостоятельно.
В бухгалтерском учете следует сделать записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
2 205 21 560 | 2 401 10 120 | 2 205 21 000 | 2 401 10 120 | 118 000 | На основании положений договора начислена задолженность по постоянной части арендной платы |
2 401 10 120 | 2 303 04 730 | 2 401 10 120 | 2 303 04 000 | 18 000 | Начислен НДС |
2 201 11 510 | 2 205 21 660 | 2 201 11 000 | 2 205 21 000 | 118 000 | На лицевой счет учреждения зачислена арендная плата (с учетом суммы НДС) |
Увеличение (120 КОСГУ) | Увеличение (120 КОСГУ) |
В силу п. 2 ст 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Действующее законодательство предоставляет сторонам договора аренды право самостоятельно определить, каким из возможных способов будут оплачиваться услуги, связанные с поддержанием имущества в исправном состоянии (см., в частности, информационное письмо Президиума ВАС от 11.01.2002 N 66, определение ВАС РФ от 22.12.2008 N 6219/08, письма Минфина России от 19.09.2006 N 03-06-01-04/175, ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@):
- арендатор может самостоятельно заключать договоры на оказание эксплуатационных, коммунальных и административно-хозяйственных услуг;
- стоимость услуг может учитываться при определении размера арендной платы (в том числе, в качестве ее переменной части);
- расходы арендодателя по оплате эксплуатационных, коммунальных и административно-хозяйственных услуг могут компенсироваться арендатором сверх суммы арендной платы.
К сожалению, действующие в настоящее время нормативные правовые акты, регулирующие вопросы ведения бухгалтерского учета в бюджетной сфере, не содержат определений таких понятий, как "доходы бюджетного учреждения", "восстановлением кассовых расходов". Таким образом, при определении порядка организации бухгалтерского учета в рассматриваемой ситуации решающее значение будет иметь профессиональное суждение соответствующих должностных лиц бюджетного (автономного) учреждения.
Наиболее оправданным представляется решение, в соответствии с которым порядок организации бухгалтерского учета будет прямо увязываться с положениями договора аренды, а именно: с предусмотренным таким договором вариантом оплаты арендатором услуг, связанных с поддержанием имущества в исправном состоянии.
Так, если исходя из стоимости фактически потребленных арендатором услуг будет определяться переменная часть арендной платы, обоснованно можно вести речь о получении бюджетным (автономным) учреждением доходов. Поступление таких доходов должно отражаться с применением аналитического кода вида поступлений объектов учета, соответствующего коду КОСГУ 120 "Доходы от собственности".
В том случае, если расходы арендодателя по оплате эксплуатационных, коммунальных и административно-хозяйственных услуг компенсируются арендатором сверх суммы арендной платы, суммы такой компенсации могут учитываться госучреждениями в качестве доходов от возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией имущества, закрепленного на праве оперативного управления. В таких ситуациях используется код КОСГУ 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)".
Темы
Учет расчетов по доходам в бюджетном (автономном) учреждении
Договор аренды зданий, сооружений, нежилых помещений, машино-мест
См. также
Учет имущества, переданного в аренду или безвозмездное пользование (для госсектора)
Налогообложение при аренде. Учет у арендодателя (для госсектора)
Счет 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)" (для госсектора)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности